по результатам рассмотрения сведений о включении
в реестр недобросовестных поставщиков
21 февраля 2019 года г. Петрозаводск
На основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе), Комиссия Карельского УФАС России (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - <_>,
членов комиссии: <_>, <_>,
в присутствии представителя Заказчика - Администрации Сегежского муниципального района <_> (копия доверенности в материалах дела);
в присутствии представителей ООО "Клинтекс" <_>, <_> (копии доверенностей в материалах дела);
рассмотрев сведения, представленные Администрацией Сегежского муниципального района (вх. 538 от 07.02.2019) о признании поставщика - ООО "Клинтекс" (ИНН: 1001332089), уклонившегося от заключения муниципального контракта на покупку благоустроенного жилья для детей-сирот (извещение N 0106300010019000002), недобросовестным и включении его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр).
УСТАНОВИЛА:
09.01.2019 Заказчиком в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на покупку благоустроенного жилья для детей-сирот (извещение N 0106300010019000002).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 638 611,10 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 17.01.2019 11:00
По окончании срока приема заявок оператором электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" в адрес Заказчика были направлены 3 заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и допущены к участию в нем.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.01.2019 N0106300010019000002-3 победителем аукциона признано ООО "Клинтекс" с предложенной ценой контракта 504 502,58 рублей.
Рассмотрение сведений было назначено на 11 час. 15 мин. 19.02.2019, состоялось в указанное время.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, в рассмотрении сведений был объявлен перерыв до 16 час. 15 мин. 21.02.2019.
После перерыва рассмотрение сведений продолжилось Комиссией Карельского УФАС России в прежнем составе, в присутствии представителя Заказчика <_>, в присутствии представителей ООО "Клинтекс" <_>, <_>
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В установленный Законом о контрактной системе срок Заказчик направил победителю аукциона проект муниципального контракта, регламентированный срок подписания которого - 30.01.2019.
В силу части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов обращения Заказчика, ООО "Клинтекс" не выполнило требования, предусмотренные частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, не направило в адрес Заказчика подписанный муниципальный контракт в регламентированный срок.
31.01.2019 оператором электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" в адрес Заказчика было направлено уведомление об уклонении победителя от процедуры заключения муниципального контракта, поскольку в регламентированный срок победителем не направлены подписанный сертификатом усиленной электронной подписи проект контракта, необходимые документы об обеспечении исполнения контракта, протокол разногласий.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
05.02.2019 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 04.02.2019 для закупки N 0106300010019000002, согласно которому ООО "Клинтекс" признано уклонившимся от заключения контракта на основании части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой институт защиты Заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществлённых с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта.
Непредставление ООО "Клинтекс" Заказчику подписанного контракта в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, подтверждает факт уклонения Общества от заключения контракта.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Карельским УФАС России установлено, что Администрацией Сегежского муниципального района 09.01.2019 в ЕИС были размещены 3 (три) извещения (N 0106300010019000001, N 0106300010019000002, N 0106300010019000003) о проведении электронных аукционов на покупку благоустроенного жилья для детей-сирот, победителем которых было признано ООО "Клинтекс".
В материалы дела представлены письменные пояснения ООО "Клинтекс", согласно которым отказ от подписания контракта был обусловлен допущенной Администрацией ошибкой при составлении технического задания.
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Общества пояснили, что до того, как ООО "Клинтекс" было признано победителем аукциона, с Обществом связалась представитель Администрации <_>, которая указала, что участник аукциона должен быть собственником предлагаемых к продаже квартир, но поскольку данное требование не предусмотрено техническим заданием, основания для отказа в допуске к участию в аукционе у Администрации отсутствовали.
После признания ООО "Клинтекс" победителем аукциона представитель Администрации <_> настойчиво рекомендовала Обществу не подписывать муниципальный контракт, ввиду того, что ООО "Клинтекс" не являлось собственником предлагаемых к продаже квартир, вместе с тем, документально подтвердить наличие именно таких переговоров Общество не смогло.
В свою очередь, на заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Администрации пояснила, что техническое задание документации об аукционе не содержит требование о наличии у участника аукциона права собственности на квартиры, предлагаемые им к продаже. Заявка ООО "Клинтекс" соответствовала требованиям документации об аукционе, Общество по результатам конкурентных торгов предложило лучшие условия исполнения контракта, вследствие чего было признано победителем аукциона.
25.01.2019 Администрация направила ООО "Клинтекс" для подписания проект муниципального контракта.
Вместе с тем, в установленный Законом о контрактной системе срок в адрес Заказчика не были направлены ни подписанный проект муниципального контракта, ни протокол разногласий к нему.
По мнению представителя Администрации, ООО "Клинтекс" могло в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе направить протокол разногласий к проекту контракта, указав свои замечания.
Заслушав пояснения сторон, Комиссией Карельского УФАС России в рассмотрении сведений был объявлен перерыв с целью запроса дополнительных документов и информации (исх. N 010/06/104-57/2019/545 от 19.02.2019), в частности для обеспечения явки <_> на заседание Комиссии или предоставления письменной позиции относительно доводов исполнительного директора ООО "Клинтекс" <_> о телефонных переговорах с <_>, касающихся заключения контрактов.
В материалы дела была представлена письменная позиция Администрации Сегежского муниципального района, а также первые и вторые части заявок участников закупок.
Представитель Администрации указала, что обеспечить явку <_> не представляется возможным, поскольку данный сотрудник уволился 25.01.2019 по собственному желанию и в настоящее время временно находится за пределами Российской Федерации.
Вместе с тем, обратила внимание Комиссии на то, что Администрация направила для подписания ООО "Клинтекс" проекты муниципальных контрактов, тем самым выразила свое намерение их заключить, однако, именно Общество не направило подписанные муниципальные контракты в регламентированный для этого срок.
Карельское УФАС России отмечает, что в документации об аукционе отсутствует требование о наличии у участника закупки в собственности или на ином законном основании квартир, предлагаемых к продаже, следовательно, у Администрации отсутствовали основания для непринятия квартиры ООО "Клинтекс" в случае, если бы собственником было иное лицо, а Общество действовало бы на основании агентского договора либо по доверенности от собственника.
Проанализировав представленные первые и вторые части заявок участников закупок, Карельским УФАС России установлено, что первые части заявок ООО "Клинтекс" во всех трех электронных аукционах идентичны по содержанию, наименованию и размеру информации, и не позволяют идентифицировать квартиры, предлагаемые Обществом к продаже.
Обществом по запросу антимонопольного органа в материалы дела не представлены документы, подтверждающие наличие договоренностей с собственниками квартир об их реализации через ООО "Клинтекс" на закупках согласно извещениям: N 0106300010019000001, N 0106300010019000002, N 0106300010019000003.
В материалы дела по запросу Карельского УФАС России также не представлена информация о готовности ООО "Клинтекс" на момент рассмотрения сведений заключить муниципальные контракты по вышеуказанным закупкам.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, направляя свою заявку на участие в электронном аукционе, участник закупки в составе первой части дает свое согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. При этом, добросовестный участник оценивает свои возможности по поставке товара, выполнению работ или оказанию услуг надлежащим образом.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в закупках, ООО "Клинтекс", как хозяйствующий субъект, самостоятельно формировал предложение по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей и с учетом интереса одержать победу.
Более того, ООО "Клинтекс", подавая заявку на участие в электронном аукционе, осознавал или должен был осознавать юридические последствия уклонения от неподписания муниципального контракта.
В данном случае Комиссия Карельского УФАС России учитывала то, что в результате недобросовестного поведения ООО "Клинтекс", выразившегося в не заключении 3 (трех) муниципальных контрактов, были нарушены права детей-сирот на получение квартир от муниципалитета.
Доказательств наличия у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему заключить контракт в соответствии с действующим законодательством, в адрес Карельского УФАС России не представлено.
При этом цель закупки, направленной на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигнута, Администрация вынуждена осуществлять новую процедуру.
Таким образом, учитывая, что доказательств наличия у ООО "Клинтекс" объективных причин, препятствующих своевременному исполнению требований Закона о контрактной системе и подписанию контракта, в материалы дела не представлено, Комиссия Карельского УФАС России расценивает поведение Общества при заключении контракта как недобросовестное, и в данном случае ООО "Клинтекс" включается в установленном порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267
РЕШИЛА:
Включить сведения в отношении ООО "Клинтекс" (адрес: ул. Варламова, д. 21, офис 3, г. Петрозаводск, 185003; ИНН: <_>), в реестр недобросовестных поставщиков.
Включить сведения в отношении директора и учредителя ООО "Клинтекс" - <_> (ИНН: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Заместитель Председателя Комиссии ___________ <_>
Члены Комиссии __________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 26 февраля 2019 г. N 010/06/104-58/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.02.2019