Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
К<_> - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
С<_>- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
К<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Торговый дом "ВИАЛ", не явились, извещены;
от заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Барнаул), Р<_>, действующей по доверенности;
в присутствии - С<_>, Д<_>, Э<_>,
рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на положения документации о проведении электронного аукциона N 0317100032919000018 "Поставка лекарственного препарата Парацетамол", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона N 0317100032919000018 "Поставка лекарственного препарата Парацетамол".
Заявитель считает, что аукционная документация разработана с нарушениями Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе), а также Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2017 года N1380 "Об особенностях описания лекарственных средств препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно заказчиком: в техническом задании аукционной документации электронного аукциона при описании объекта закупки установлено, что заказчику необходим к поставке препарат МНН Парацетамол, раствор для инфузий, при этом установлены дополнительные требования к упаковке "флаконы с инфузионной резиновой пробкой или навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком", что нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и противоречит п.п. "е" п. 5 Постановления Правительства РФ N 1380 от 15 ноября 2017 г.; полагает, что содержащиеся в техническом задании обоснование к требованию форме выпуска товара наличия определенного вида пробки либо колпачка (требование к первичной упаковке установлено в связи с недопущением расстерилизацией раствора внутри флакона, что несет угрозу жизни и здоровью пациента, а также уменьшением разовой доли препарата), не обосновано; считает что лекарственные препараты с одинаковыми МНН (функциональная характеристика), являются взаимозаменяемыми лекарственными формами и никакие иные характеристики не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств таким образом установление государственными и муниципальными заказчиками требований к техническим характеристикам, которые не влияют на терапевтические свойства лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалента, приводит к ограничению конкуренции и сокращению количества участников закупок; полагает, что содержащееся в техническом задании требование к форме выпуска товара и наличия определенного вида пробки, колпачка необоснованно, таким образом, при описании объекта закупки были нарушены нормы ч. 2 ст. 8, п. 1, п. 6 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного заявитель просит приостановить размещение закупки, провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, представила письменное возражение.
Заслушав и ознакомившись с пояснениями представителей заказчика, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
08.02.2019 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317100032919000018 "Поставка лекарственного препарата Парацетамол".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "е" п. 5 Постановления Правительства РФ N 1380 от 15 ноября 2017 г. "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", флакон", "блистер" и др.).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Требования к объекту закупки были размещены заказчиком в табличной форме в разделе IV "Описание объекта закупки" документации об аукционе, в котором указан лекарственный препарат МНН "Парацетамол" со следующими характеристиками: раствор для инфузий, концентрация 1% или 10 мг/мл, объем первичной упаковки 100 мл. Кроме того заказчик отметил иные характеристики, флаконы с инфузионной резиновой пробкой или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком, указанное установлено заказчиком в связи с недопущением расстерилизацией раствора внутри флакона, что несет угрозу жизни и здоровью пациента, а также уменьшением разовой дозы препарата. Таким образом, заказчик, установив характеристики к форме выпуска в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и противоречащие п.п. "е" п. 5 Постановления Правительства РФ N 1380 от 15 ноября 2017 г.
В соответствии с письмом ФАС от 23.09.2016 г. N РП /65863/16 лекарственные препараты с одинаковыми МНН, взаимозаменяемыми лекарственными формами, взаимозаменяемыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам. Никакие иные характеристики не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств. Таким образом, заказчик установив требования к иным характеристикам (форме выпуска, флаконы с инфузионной резиновой пробкой или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком), которые не влияют на терапевтические свойства лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалента, приводит к ограничению количества участников закупки, в нарушение п. 1, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Требование к первичной упаковке установлено заказчиком в связи с недопущением расстерилизацией раствора внутри флакона, что несет угрозу жизни и здоровью пациента, а также уменьшением разовой доли препарата. В письменном возражении заказчик обращает внимание, что по данным Государственного реестра лекарственных средств порядка пяти производителей лекарственного препарата Парацетамол имеют флаконы с резиновой пробкой, навариваемым евроколпочком или пластиковым колпачком, прилагает инструкции, кроме того в техническом задании заказчиком предложено несколько вариантов пробки.
Однако указанные обстоятельства не могут быть оценены как основания к установлению требований формы выпуска (в том числе требования к упаковке) поставляемого товара, кроме того, не регламентированы нормативно-правовыми актами, а условия установленные Постановлением Правительства РФ N 1380 от 15 ноября 2017 г. содержат запрет на указание вышеперечисленных требований.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ N 1380 от 15 ноября 2017 г. установлено, что описание объекта закупки может содержать характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. Из указанного следует, что возможность указания формы выпуска лекарственного препарата поставлена в зависимость от невозможности описать характеристики такого препарата, а не от возможности обоснования таких характеристик.
Таким образом, Комиссия по контролю закупок приходит к выводу о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" обоснованной;
признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п.п. "е" п. 5 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2017 года N1380 "Об особенностях описания лекарственных средств препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" неправомерными;
выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе;
передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 февраля 2019 г. N 62/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.02.2019