Я, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России, Управление) ****, рассмотрев материалы дела N04-36/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, свидетельствующие о наличии в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Калевальская центральная районная больница" нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛ:
В силу части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1).
По материалам, полученным от правоохранительных органов - Следственного управления Следственного комитета РФ по РК и Управления по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Карелия, а также по результатам анализа сведений, полученных от ЭТП (электронных торговых площадок), Карельским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Карелия "Калевальская центральная районная больница" (ИНН 1017000716, ОГРН 1021001074720, далее - ГБУЗ "Калевальская ЦРБ") и ООО "НикаМед" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Комиссии Карельского УФАС России от 05.06.2018 по делу N04-36/01-2018 в действиях ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" и ООО "Никамед" установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для участников торгов.
Противоправные действия Ответчиков выразились в неоднократном заключении между коммерческими организациями (ООО НикаМед", ООО "Медлон", ООО"Медлон ДВ") и государственным заказчиком - ГБУЗ РК "Калевальская ЦРБ", антиконкурентных соглашений при проведении ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" в период 2014-2016 г.г. аукционных процедур на право заключения государственных контрактов на поставку медицинских изделий (товаров), расходных материалов, реагентов для нужд учреждения.
В ходе реализации незаконных соглашений, ограничивающих конкуренцию со стороны иных потенциальных участников торгов, хозяйствующие субъекты - ООО НикаМед", ООО "Медлон", ООО"Медлон ДВ" при активной поддержке организатора закупок (Заказчика), получили право на заключение государственных контрактов по результатам проведения 14 аукционов на общую сумму 5 595 174,09 руб.
Перечень исследованных электронных аукционов:
0306300032414000008 от 21.04.2014; 0306300032414000023 от 20.08.2014; 0306300032414000065 от 05.12.2014; 0306300032414000066 от 05.12.2014; 0306300032415000017 от 27.02.2015; 0306300032415000018 от 27.02.2015; 0306300032415000070 от 10.06.2015; |
0306300032415000071 от 10.06.2015; 0306300032415000111 от 06.10.2015; 0306300032415000112 от 06.10.2015; 0306300032416000014 от 29.01.2016; 0306300032416000019 от 11.02.2016; 0306300032416000071 от 20.06.2016; 0306300032416000072 от 20.06.2016. |
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Никамед" подтвердило, что состояло в сговоре с ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" для создания преимущественных условий на аукционах, а также при заключении договоров до 100 000 рублей (без проведения торгов). Как указало Общество, для получения преимущества в техническом задании были включены характеристики товаров, ограничивающих список потенциальных поставщиков.
Из протокола принятия заявления о явке с повинной П**, составленного в период с 27.09.2016 по 04.10.2016 следует, что в результате реализации изначально достигнутого между ней и Р** устного соглашения, были достигнуты договоренности о "долгосрочном сотрудничестве" с должностными лицами 23 государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Карелия. В таком порядке была достигнута договоренность и о "долгосрочном сотрудничестве" с главным врачом ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" (К** С.В.) и сотрудниками учреждения (главный бухгалтер, заведующая лабораторией, главная медицинская сестра).
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждена причинно-следственная связь между действиями ответчиков и наступившими негативными последствиями в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции на рынке поставки медицинских изделий (товаров), расходных материалов, реагентов для нужд ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" в 2014 - 2016 годах.
Обстоятельства заключенного соглашения и имеющиеся в деле доказательства подтверждали тот факт, что ООО "Никамед", ООО "Медлон" и ООО "Медлон-ДВ" до момента опубликования аукционной документации не только имели доступ к ее содержанию, и заранее располагали полной информацией о требованиях, предъявляемых к участнику закупки, а также к содержанию и составу заявки, но и имели возможность принимать участие в подготовке (разработке) аукционной документации (технического задания), включая в нее выгодные для себя позиции, обеспечивающие победу в торгах. При этом иные хозяйствующие субъекты, учитывая наличие отдельных позиций в технических заданиях (защитных, "блокирующих" позиций) утрачивали интерес к участию в торгах, либо не имели возможность принять в них участие (например, товар, включенный в состав технического задания имелся у ограниченного числа производителей, изготавливался на заказ, следовательно, требовались заблаговременный поиск и бронирование товара).
Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу, что в результате договоренности между ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" и ООО "Никамед", ООО "Медлон" и ООО "Медлон-ДВ", от имени и в интересах которых выступала Р**, указанным участникам торгов были созданы преимущественные условия участия в торгах, в том числе путем предоставления доступа к информации.
Хозяйствующие субъекты, в интересах которых действовала Р**, заблаговременно имели доступ к информации, которая для остальных участников рынка становилась известной только после размещения в общем доступе на официальном сайте информационной системы в сфере закупок извещений о проведении рассматриваемых открытых аукционов в электронной форме. Как следствие, ООО "Никамед", ООО "Медлон" и ООО "Медлон-ДВ" имели возможность заранее начать подготовку заявок на участие в каждом аукционе, располагали информацией о требованиях Заказчика к участникам торгов и к заявке. Из изложенного следует, что при проведении торгов ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" не были обеспечены равные условия для всех участников аукционов.
В ходе рассмотрения дела N04-36/01-2018 в Карельское УФАС России поступило заявление от ООО "Никамед", в котором хозяйствующий субъект признал факт заключения антиконкурентного соглашения, факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" при участии в вышеперечисленных открытых аукционах в электронной форме.
Кроме того, факт вменяемого правонарушения признала Р**, представлявшая интересы ООО "Никамед", ООО "Медлон" и ООО "Медлон-ДВ" и исполнявшая в период совершения нарушения антимонопольного законодательства обязанности генерального директора ООО "Никамед".
В материалах дела также имеется Решение Верховного суда Республики Карелия (апелляционное определение) от 25.08.2017 по уголовному делу в отношении К** С.В. (судебное дело N22-1182/2017), согласно которому указанное лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч.5 статьи 290 УК РФ (получение должностным лицом лично взятки в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, представляемых им лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица и если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям, совершенное в крупном размере).
В рамках рассмотрения дела N04-36/01-2018 Комиссией Карельского УФАС России установлено и материалами дела подтверждается, что между ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" и участниками торгов, представляемыми Р** (ООО "Никамед", ООО "Медлон", ООО "Медлон-ДВ") происходило активное взаимодействие на каждой стадии закупочной процедуры, начиная с принятия решения о проведении закупки и формирования НМЦК, до момента исполнения контракта.
Материалами дела N04-36/01-2018 подтверждается причинно-следственная связь между действиями ответчиков и наступившими негативными последствиями в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции на рынке поставки медицинских изделий (товаров), расходных материалов, реагентов для нужд ГБУЗ РК "Калевальская ЦРБ".
Таким образом, между ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" и хозяйствующими субъектами была достигнута устная договоренность в понимании пункта 18 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции", в результате которой наступили негативные последствия в виде ограничения конкуренции на рынке поставки медицинских изделий (товаров), расходных материалов, реагентов для нужд ГБУЗ "Калевальская ЦРБ".
В соответствии с частью 1 статьи 37 ФЗ "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Все действия юридического лица, как коллективного субъекта права, опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление; соответствующие действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.
Согласно Уставу ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" является некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением Республики Карелия (п.1.1.). Функции и полномочия учредителя от имени Республики Карелия осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, на которое возложено осуществление координации и контроля за деятельностью Учреждения (п.1.3).
Руководителем учреждения является Главный врач (п.4.1 Устава).
Пунктами 4.3 и 4.4 Устава определено, что руководитель учреждения является единоличным исполнительным органом Учреждения; действует на принципах единоначалия. Руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения и подотчетен Учредителю.
Руководитель в соответствии с законодательством РФ и законодательством Республики Карелия организует работу учреждения; использует имущество и распоряжается средствами Учреждения, заключает договоры; обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Карелия в пределах своей компетенции (пункт 4.6 Устава).
Аукционная документация на проведение рассматриваемых закупок утверждалась главным врачом ГБУЗ "Калевальская ЦРБ" К** С.В. Договоры от имени медицинского учреждения также заключались и подписывались К** С.В.
Таким образом, К** С.В. является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
В рамках рассмотрения дела N04-36/01-2018, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ "О защите конкуренции" был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции на открытых аукционах в электронной форме на поставку медицинских изделий (товаров), расходных материалов, реагентов для нужд ГБУЗ "Калевальская центральная районная больница" в 2014 - 2016 гг. Временной интервал по каждому из рассматриваемых ОАЭФ определен с даты опубликования извещения до даты окончания действия контракта, то есть с 21.04.2014 по 31.12.2016.
Таким образом, правонарушения является длящимся.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Статьей 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции ФЗ N240 от 02.04.2014, действующей на 21.04.2014) заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно части 3 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции ФЗ N329 от 28.12.2016, действовавшей на момент окончания правонарушения) заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу части 7 статьи 14.32 КоАП РФ (ред. ФЗN384 от 06.02.2019) заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Таким образом, санкция статьи 14.32 КоАП РФ на дату начала и дату окончания правонарушения, а также на момент возбуждения настоящего административного дела, не изменилась, соответственно, не ухудшает и не улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Наличие события административного правонарушения подтверждено вступившим в законную силу решением Комиссии Карельского УФАС России по делу N04-36/01-2018 от 05.06.2018.
Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Решение Карельского УФАС России от 05.06.2018 по делу N04-36/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства вступило в силу 05.06.2018, следовательно, срок давности привлечения К** С.В. к административной ответственности не истек.
Указанные выше данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 23.48, 28.1, 28.7, 14.32 КоАП РФ, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить в отношении К** С.В., занимавшей на момент совершения административного правонарушения должность главного врача ГБУЗ "Калевальская ЦРБ", дело N010/04/14.32-98/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ К** С.В. надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Карельское УФАС России:
- сведения о годе, месяце, дате и месте рождения, адресе места проживания и регистрации, реквизитах документа, удостоверяющего личность (копия паспорта);
- надлежащим образом заверенную копии документов о назначении на должность главного врача ГБУЗ "Калевальская ЦРБ"; информацию о периоде нахождения в указанной должности;
- копию трудового договора (контракта);
- иную информацию, способную оказать влияние на принятие решения по делу.
4. К** С.В. необходимо явиться 25 марта 2019 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1а, каб. 515 для дачи объяснений, составления и подписания протокола об административном правонарушении.
При себе иметь документ, удостоверяющий личность, либо иной документ, подтверждающий полномочия на участие в административном производстве, включая полномочия на подписание протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица (либо его законного представителя) или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами с соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Заместитель начальника отдела
отдела контроля органов власти и закупок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 26 февраля 2019 г. N 010/04/14.32-98/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.02.2019