Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
<_> -
<_> -
<_> -
заместителя руководителя управления;
начальника отдела рекламы недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;
специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,
рассмотрев дело N 60/Р-2017, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Студия телевидения - городской информационный центр" (ИНН 4230005265, ОГРН 1024202004463, КПП 423001001, дата регистрации: 30.12.2002 г., юридический адрес: 652050, г. Юрга, ул. Московская, 35, далее - ООО "Студия ТВ - ГИЦ") при распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), в отсутствие представителя ООО "Студия ТВ - ГИЦ", в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛА:
06.06.2017 г. В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (вх. N 4230 от 06.06.2017 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" в составе телеканала "Юргинская студия телевидения", допущенное телерадиовещательной организацией ООО "Студия ТВ-ГИЦ", выразившихся в превышении продолжительности распространяемой рекламы в течение часа.
Кемеровским УФАС России были просмотрены представленные записи эфиров ООО "Студия ТВ-ГИЦ" и было установлено, что 15.05.2017 г. в период с 06 часов 00 минут по 07 часов 00 минут продолжительность рекламы составила 16,81%, 19.05.2017 г. в период с 06 часов 00 минут по 07 часов 00 минут продолжительность рекламы составила 28,78% (расчеты прилагаются).
Частью 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" установлено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
26.06.2017 г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 60/Р-2017 в отношении ООО "Студия ТВ - ГИЦ" и назначено к рассмотрению на 27.07.2017 г. на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО "Студия ТВ - ГИЦ" заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
10.07.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО "Студия ТВ - ГИЦ" (исх. N 52 от 06.07.2017 г.), по мнению ООО "Студия ТВ - ГИЦ" Управлением Роскомнадзора по Кемеровской области при подсчете времени вещания рекламы в течение часа в категорию "реклама" были включены социальные программы информационного характера: "ГИБДД Кузбасс представляет", "Полиция Кузбасса предупреждает", "Против терроризма", которые не являются рекламой.
Просмотрев записи эфиров, ООО "Студия ТВ - ГИЦ" была установлена следующая продолжительность вещания рекламы в течение часа:
15.05.2017 г. с 06:00 до 07:00 объем рекламы составил 5,8%;
19.05.2017 г. с 06:00 до 07:00 - 5,2%.
27.07.2017 г. состоялось рассмотрение дела N 60/Р-2017 в присутствии директора - главного редактора ООО "Студия ТВ - ГИЦ" <_>, а также <_>, которые поддержали представленные письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определение от 27.07.2017 г. рассмотрение дела N 60/Р-2017 было отложено на 05.09.2017 г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО "Студия ТВ - ГИЦ" заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
14.08.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (исх. N 6450-03/42 от 09.08.2017 г.), из которых следует, что согласно пункту 11 части 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Видеоролики "ГИБДД Кузбасса представляет", "Полиция Кузбасса предупреждает", "Против терроризма" в данном случае посвящены вопросам профилактики и предупреждения травматизма на дорогах и дорожно - транспортных происшествий, включая травматизм пешеходов и детей, телефонного мошенничества, террористических акций.
Указанные видеоролики адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, то есть на предупреждение мошеннических действий, на соблюдение правил дорожного движения, на предотвращение террористических акций, что является общественно полезными целями и обеспечивает интересы государства.
Следовательно, как следует из представленных письменных пояснений Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, указанные видеоролики являются социальной рекламой и подлежат включению в общий объем рекламы, распространяемой в течение часа в эфире телеканала.
05.09.2017 г. состоялось рассмотрение дела N 60/Р-2017 в присутствии представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, который поддержал представленные письменные пояснения. Директор - главный редактор ООО "Студия ТВ - ГИЦ" <_> пояснил, что ролики "ГИБДД Кузбасса представляет", "Полиция Кузбасса предупреждает", "Против терроризма" являются не социальной рекламой, а информационными сюжетами.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 05.09.2017 г. рассмотрение дела N 60/Р-2017 было отложено на 23.10.2017 г. в 14 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО "Студия ТВ - ГИЦ" заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
23.10.2017 г. состоялось рассмотрение дела N 60/Р-2017 в присутствии представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области <_> Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 23.10.2017 г. рассмотрение дела N 60/Р-2017 было отложено на 27.11.2017 г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО "Студия ТВ - ГИЦ" заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
27.11.2017 г. состоялось рассмотрение дела N 60/Р-2017 в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 23.10.2017 г. рассмотрение дела N 60/Р-2017 было отложено на 27.11.2017 г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО "Студия ТВ - ГИЦ" заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
Определением от 27.11.2017 г. рассмотрение дела N 60/Р-2017 было отложено на 27.12.2017 г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО "Студия ТВ - ГИЦ" заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
06.12.2017гю в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные разъяснения Федеральной антимонопольной службы России (исх. N АК/82881/17 от 28.11.2017 г.) из которых следует, что:
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ " О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 11 статьи 3 ФЗ "О рекламе" социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределенного круга лиц - рекламу и социальную рекламу.
При этом при распространении указанных видов информации преследуются различные цели, при распространение рекламы преследуется цель продвижения товара на рынке, распространение социальной рекламы направлено на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
По мнению специалистов ФАС России, указанные видеоролики "ГИБДД Кузбасса представляет", с разъяснением некоторых опасных ситуаций на дороге с целью соблюдения Правил дорожного движения, "Полиция Кузбасса предупреждает" с информацией о противоправных мошеннических схемах и необходимых действиях для их пресечения, "Против терроризма" о необходимости борьбы с терроризмом, направлены на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, соответственно является социальной рекламой.
В соответствии с письмом ФАС России от 16.04.2013 г. N АК/14957/13 "О социальной рекламе", поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются требования статей ФЗ "О рекламе", устанавливающие требования к рекламе (но не к социальной рекламе), в частности не распространяются нормы статьи 14 ФЗ "О рекламе", в связи с чем, при подсчете объема рекламы в телепрограммах социальная реклама в данном объеме не учитывается.
27.12.2017 г. состоялось рассмотрение дела N 60/Р-2017 в отсутствие представителя ООО "Студия ТВ - ГИЦ", в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
06.06.2017 г. В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (вх. N 4230 от 06.06.2017 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" в составе телеканала "Юргинская студия телевидения", допущенное телерадиовещательной организацией ООО "Студия ТВ-ГИЦ", выразившихся в превышении продолжительности распространяемой рекламы в течение часа.
Кемеровским УФАС России были просмотрены представленные записи эфиров ООО "Студия ТВ-ГИЦ" и было установлено, что 15.05.2017 г. в период с 06 часов 00 минут по 07 часов 00 минут продолжительность рекламы составила 16,81%, 19.05.2017 г. в период с 06 часов 00 минут по 07 часов 00 минут продолжительность рекламы составила 28,78% (расчеты прилагаются).
Частью 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" установлено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
В нарушение данной правовой нормы общая продолжительность рекламы ООО "Студия ТВ-ГИЦ" в составе телеканала "Юргинская студия телевидения" осуществлялось с превышением установленной 15% нормы времени вещания рекламы в течение часа.
Частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламораспространитель.
В данном случае рекламораспространителем является ООО "Студия ТВ - ГИЦ".
Вместе с тем, в рамках рассмотрения данного дела, в соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы России, ролики "ГИБДД Кузбасса представляет", "Полиция Кузбасса предупреждает", "Против терроризма" являются социальной рекламой, которая направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В соответствии с письмом ФАС России от 16.04.2013 г. N АК/14957/13 "О социальной рекламе", поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются требования статей ФЗ "О рекламе", устанавливающие требования к рекламе (но не к социальной рекламе), в частности не распространяются нормы статьи 14 ФЗ "О рекламе", в связи с чем, при подсчете объема рекламы в телепрограммах социальная реклама в данном объеме не учитывается.
Таким образом, признаки нарушения части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" в данном случае отсутствуют.
Руководствуясь абзацем "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу N 60/Р-2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Студия телевидения - городской информационный центр" (ИНН 4230005265, ОГРН 1024202004463, КПП 423001001, дата регистрации: 30.12.2002 г., юридический адрес: 652050, г. Юрга, ул. Московская, 35) прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Заместитель председателя Комиссии: <_>
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 10 января 2018 г. N 60/Р-2017
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.01.2018