Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев информацию, опубликованную в электронном СМИ,
УСТАНОВИЛ:
Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Волгоградским УФАС России в рамках осуществления полномочий государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в период февраль 2019 года - март 2019 года было выявлено распространение на территории г. Волгограда наружной рекламы компании "Шелл": "Кофе за заправку" (акт мониторинга N 420-р от 21.02.2019, акт мониторинга N 426-р от 03.03.2019).
Ранее 12.02.2019 электронное издание "Блокнот-Волгоград" (свидетельство о регистрации СМИ: Эл N ФС77-62272, выдано Роскомнадзором 03 июля 2015 года) по адресу в сети Интернет: http://bloknot-volgograd.ru/news/volgogradskiy-obshchestvennik-pozhalova lsya-na-zap-1068702 опубликовало статью "Волгоградский общественник пожаловался на заправку Shell в УФАС и Роспотребнадзор", в которой сообщалось, что 12.02.2019 волгоградский общественник А. У. 12.02.2019 увидел рекламу компании "Шелл": "Кофе за заправку", однако заправившись на заправке "Шелл", участвовавшей в акции, кофе за заправку не получил. На заправке указали, что для участия в акции необходимо заправить 30 литров VPower топливо, при этом, если заправляешься 92-м, то необходимо собрать два купона.
Общественный деятель отметил, что условия акции написаны мелким шрифтом и когда проезжаешь на машине мимо рекламного баннера, то, их совсем не видно (см. http://bloknot-volgograd.ru/news/volgogradskiy-obshchestvennik-pozhaloval sya-na-zap-1068702).
В рамках мониторинга распространения наружной рекламы установлено, что на рекламном баннере на рекламной конструкции с указание идентификационных данных "Gallery" (8442) 90-08-90 VLG 005A1OGBB, расположенной напротив троящегося объекта рядом со зданием по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, 58, за остановкой общественного транспорта "8-я Воздушная" на островке между автодорогой по ул. им. Землячки и 3-ей Продольной магистралью при движении транспорта в сторону ул. Исторической размещена информация следующего содержания: "/изображение эмблемы компании "Шелл" (желтая ракушка в красном обрамлении)/ 5 минут до АЗС "Шелл" ул. Историческая, 177" (крупным шрифтом красного цвета на белом фоне). Ниже размещено изображение стрелки красного цвета, указывающей направление движения. Справа от данных изображений и текста на темном фоне с изображением чашки кофе и пряников размещена информация крупным жирным шрифтом белого цвета: "Кофе за заправку. GO WELL*". Ниже расположена информация заметно более мелким нежирным шрифтом белого цвета: "*Хорошей дороги. Сроки акции с 01.02.2019 по 28.02.2019 включительно. Для получения кофе 0,2 л на выбор в подарок необходимо единовременно совершить 1 покупку топлива Shell V-power от 30 литров или 2 покупки топлива АИ-32. АИ-95, дизель, каждая от 30 литров на АЗС "Шелл", участвующей в акции. Количество подарков ограничено. Внешний вид подарков может отличаться от изображения на рекламном материале. Подробную информацию об акции, сроках, месте, правилах и порядке её проведения можно получить на АЗС "Шелл", участвующей в акции по адресу ул. Историческая, 177, Университетский пр-т 37 А, Ленина пр-т, 65". В акте мониторинга отмечено, что данный текст рекламы, был прочтен лицами, проводившими мониторинг, при непосредственном приближении к рекламному баннеру.
Фотография аналогичной рекламы, .., приведена в статье, опубликованной по адресу в сети Интернет: http://bloknot-volgograd.ru/news/volgogradskiy-obshchestvennik-pozhalova lsya-na-zap-1068702.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.
В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, а также о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 28 постановления от 08 октября 2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление Пленума N 58), рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому, как закреплено в постановлении Пленума N 58, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом Высший Арбитражный Суд отмечает, что оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах (п. 29 постановления Пленума N 58).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 2-8 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).
Рассматриваемая реклама компании "Шелл": "Кофе за заправку" содержит признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5, п. 12 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку не содержит (с учетом размера шрифта, места расположения рекламы) в доступной для восприятия потребителя форме указаний на существенные условия получения подарка - кофе за заправку. В отсутствии указания на условия получения акционного подарка информация о возможности получения кофе за заправку является недостоверной. Кроме того, акция действовала до 28.02.2019, однако реклама "Кофе за заправку" распространялась и после окончания срока действия акции, в том числе 03.03.2019. При условии доведения информации о сроках акции также мелким шрифтом, информация о возможности получения подарка в виде кофе за заправку является недостоверной.
Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, далее - Правила) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.
Владельцем АЗС, указанной в рекламе, является ООО "Шелл Нефть" (г. Москва, ул. Смольная, 24 стр. Д, ОГРН: 1107746744038, дата присвоения ОГРН: 13.09.2010, ИНН: 7743792870, КПП: 774301001), оператором АЗС в г. Волгограде ООО "Юг" (г. Волгоград, ул. Историческая. 177).
Таким образом, указанные лица в рассматриваемом случае выступили рекламодателями.
Рекламораспространителем выступило ООО "Гэллэри сервис" (ОГРН: 1047796590159, дата присвоения ОГРН: 10.08.2004, ИНН: 7714564333, КПП: 773001001, адрес: 121087, г. Москва, Багратионовский проезд, д. 7 корпус 20 А).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 034/05/5-152/2019 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5, п. 12 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения Закона о рекламе ООО "Шелл Нефть" (г. Москва, ул. Смольная, 24 стр. Д, ОГРН: 1107746744038, дата присвоения ОГРН: 13.09.2010, ИНН: 7743792870, КПП: 774301001), ООО "Юг" (г. Волгоград, ул. Историческая. 177);
- лицо, обладающее информацией о рассматриваемых обстоятельствах - ООО "Гэллэри Сервис" (ОГРН: 1047796590159, дата присвоения ОГРН: 10.08.2004, ИНН: 7714564333, КПП: 773001001, адрес: 121087, г. Москва, Багратионовский проезд, д. 7 корпус 20 А).
3. Назначить дело N 034/05/5-152/2019 к рассмотрению на 15 апреля 2019 года в 10 часов 00 минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.6, 5-й этаж, левое крыло).
4. ООО "Шелл", ООО "Юг" представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;
- сведения о распространении наружной рекламы "Кофе за заправку", включая документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы (формата А4 в цветном варианте) с указанием сроков и территории распространения рекламы "Кофе за заправку",
- укажите размер шрифтов (кегль), которые использовались на рекламных баннерах "Кофе за заправку";
- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
5. ООО "Гэллэри Сервис" представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
- сведения о распространении наружной рекламы "Кофе за заправку", включая документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы (формата А4 в цветном варианте), переписка, в том числе в электронном виде) с указанием сроков и территории распространения рекламы "Кофе за заправку",
- укажите размер шрифтов (кегль), которые использовались на рекламных баннерах "Кофе за заправку";
- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 13 марта 2019 г. N 034/05/5-152/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.03.2019