по результатам рассмотрения жалобы ООО "ОТСК" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
04.03.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: "..."
при участии представителей: "..."
рассмотрев жалобу ООО "ОТСК" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 77/ОАЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора на оказание услуг по уборке вокзальных комплексов (Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Савёловский, Брянск-Орловский, Орёл, Смоленск) (извещение N 31907452682) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ОТСК" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 77/ОАЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора на оказание услуг по уборке вокзальных комплексов (Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Савёловский, Брянск-Орловский, Орёл, Смоленск) (извещение N 31907452682) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 25.01.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 399 465 421 рубль;
Дата окончания подачи заявок - 25.02.2019;
Дата проведения Аукциона - 19.03.2019;
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 11.02.2018 N 223-ФЗ-162/19, выданное по результатам рассмотрения жалобы Заявителя б/д б/н на действия (бездействие) Заказчика при проведении Аукциона (далее - Жалоба N 1), а именно не внесены изменения в Документацию.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Жалобы и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания.
Исходя из требований пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа выдает обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.
06.02.2019 в ФАС России поступила Жалоба N 1.
По итогам рассмотрения Жалобы 1 Комиссией ФАС России принято Решение от 11.02.2019 N 223-ФЗ-162/19 (далее - Решение N 223-ФЗ-162/19), согласно которому Жалоба 1 признана обоснованной, в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также выдано обязательное для исполнения предписание о от 11.02.2019 N 223-ФЗ-162/19 (далее - Предписание N 223-ФЗ-162/19), направленное на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с пунктами 1-3 Предписания N 223-ФЗ-373/18 Заказчику предписано:
ОАО "РЖД" при рассмотрении заявок, поданных на участие в Аукционе, не учитывать пункт 1.7.1 аукционной документации (далее - Документация) в части того, что Заказчик устанавливает требование, что участник Аукциона должен иметь опыт по фактически оказанным услугам по уборке зданий/сооружений и/или прилегающих территорий, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, пункты 3.8.5 и 3.8.6 Документации о необходимости заверения подписью и печатью каждого документа, входящего в состав второй части заявки; при подписании договора по результатам Аукциона не учитывать пункт 3.20.9 Документации в части согласования банковской гарантии с заказчиком, пункт 3.8.8 Документации в части того, что Заказчик вправе до подведения итогов аукциона в письменной форме запросить у участников аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, пункт 3.21 Документации в части предоставления сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, а также рассмотреть заявки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденного решением совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке), и с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 11.02.2019 N 223-ФЗ-162/19
ОАО "РЖД" осуществить дальнейшее проведение процедуры Аукциона в порядке, установленном Законом о закупках, Положением о закупке, Извещением, с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 11.02.2019 N 223-ФЗ-162/19
ОАО "РЖД" в срок до 28.02.2019 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде и по электронной почте: polunicheva@fas.gov.ru.
Срок исполнения предписания до 28.02.2019.
На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Предписанием N 223-ФЗ-162/19, Заказчику необходимо не учитывать пункт 1.7.1 аукционной документации в части установления требований в части наличия у участника Аукциона опыта по фактически оказанным услугам по уборке зданий/сооружений и/или прилегающих территорий, а не вносить изменения в Документацию.
Также представитель Заказчика указал, что Предписание по делу N 223-ФЗ-162/19 будет исполнено при рассмотрении заявок.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 11.02.2019 N 223-ФЗ-162/19 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации неправомерных требованиях к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Аукциона, неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять выездные проверки и дозапрос информации в отношении участников Аукциона, неправомерного требования о необходимости заверения подписью и печатью каждого документа, входящего в состав второй части заявки, неправомерного требования Документации о наличии опыта по фактически оказанным услугам по уборке зданий/сооружений и/или прилегающих территорий
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ОТСК" (ИНН: 5404493914; ОГРН: 1135476145683) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 77/ОАЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора на оказание услуг по уборке вокзальных комплексов (Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Савёловский, Брянск-Орловский, Орёл, Смоленск) (извещение N 31907452682) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.03.2019