Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Галина Владимировна, рассмотрев протокол N63 об административном правонарушении от 13.02.2019 и материалы административного дела N105, возбужденного 13.02.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении Кредитного потребительского кооператива "СК-Гранд" (КПК "СК-Гранд") /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии представителя КПК "СК-Гранд" по доверенности N 1 от 11 февраля 2019 г. <_>,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило обращение Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации по факту распространения ненадлежащей рекламы КПК "СК-Гранд".
В ходе проверки фактов, изложенных в обращении, Ставропольским УФАС России были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
В октябре 2018 года по адресу Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, д. 172/1 размещался рекламный штендер и баннер следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив СК-Гранд Выдача займов под материнский капитал Оформление сделок с недвижимостью любой сложности Вклады под 12.2% годовых Юридические услуги по сделкам с недвижимостью".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", реклама \x{2212} информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", следует, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципе в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном Федеральным законом от 18.07.2009 N190-ФЗ "О кредитной кооперации", иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива.
Исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц на основании статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" принадлежит банку.
Таким образом, кредитный кооператив не обладает правом привлекать во вклады денежные средства граждан. Следовательно, указанная в рекламе информация "Вклады под 12.2%" является недостоверной. Данная информация вводит граждан в заблуждение относительно услуг, оказываемых организацией. Также в рекламе указана процентная ставка, и отсутствуют иные условия оказания соответствующей услуги.
Кроме того, реклама займов под материнский капитал согласно рекламному законодательству относится к финансовым услугам и регулируется статьей 28. Помимо специальных требований, установленных данной статьей, реклама займа с использованием материнского капитала должна быть достоверной и добросовестной. Материнский капитал может быть использован только на цели, прямо предусмотренные Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Таким образом, реклама с указанием "Выдача займов под материнский капитал" является ненадлежащей, вводящей потребителей в заблуждение, так как она не содержит всех условий использования материнского капитала. В таком случае у потребителя рекламы может возникнуть неверное впечатление, что в обмен на сертификат, дающий право на использование материнского капитала, можно получить займ на любые нужды.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является Кредитный потребительский кооператив "СК-Гранд" (КПК "СК-Гранд") /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/.
11.02.2019 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения КПК "СК-Гранд", согласно которым кооператив признает факт допущенного нарушения и готов устранить его добровольно (вх. N991 от 11.02.2019).
13.02.2019 представлен Акт N1 демонтажа и утилизации рекламных конструкций.
Таким образом, КПК "СК-Гранд" допущены нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы, которая содержит несоответствующие действительности сведения, а также рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о всех условиях использования материнского капитала, и о всех условиях оказания финансовой услуги, что тем самым вводит потребителя в заблуждение.
Допущенное КПК "СК-Гранд" правонарушение не является малозначительным. Данное правонарушение несет в себе существенную угрозу, поскольку следствием этого правонарушения являются посягательства на права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, закрепленные статьей 1 Закона N38-ФЗ.
Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в финансовой сфере. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое состояние человека.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
КПК "СК-Гранд" является субъектом малого предпринимательства и, учитывая, что кооператив впервые привлекается к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства, на КПК "СК-Гранд" распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе", статьями 2.1, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать КПК "СК-Гранд" /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/ виновным в совершении нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".
Назначить КПК "СК-Гранд" /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 и частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде меры административного наказания, выраженного в официальном порицании - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления Г.В. Золина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 февраля 2019 г. N 105
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.02.2019