Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Сканди Групп" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 22.02.2019 вх. N 5208-ЭП/19) ООО "Сканди Групп" на действия Организатора торгов СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по установке ограждения по периметру территории объекта СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (извещение N 31907522354), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
13 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907522354 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по установке ограждения по периметру территории объекта СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (далее - Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
4 254 739 ,20 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
13.02.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
25.02.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
28.02.2019, 04.03.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
197198, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С. д.49/18 лит. А |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907522354 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
установлении в Документации ограничивающего конкуренцию порядка расчета баллов по критерию оценки "Качество работ, товаров, услуг", который предусматривает начисление баллов заявке участника Закупки в случае предоставления в составе заявки заверенной участником Закупки копии документа/документов, подтверждающего соответствие используемых в работе материалов требованиям ГОСТ 23118-2012 (Сертификат/сертификаты соответствия).
необоснованном установлении в Документации требования о наличии у участников Закупки бурильной установки с глубиной бурения не менее 5 м, входящей в состав комплекта оборудования, используемого в ходе выполнения работ по договору, наличие которого необходимо для начисления баллов заявке участника Закупки по критерию оценки "Материально-техническое обеспечение" на этапе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Сканди Групп" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/6264/19 от 26.02.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/6264/19 от 26.02.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ограничивающего конкуренцию порядка расчета баллов по критерию оценки "Качество работ, товаров, услуг", который предусматривает начисление баллов заявке участника Закупки в случае предоставления в составе заявки заверенной участником Закупки копии документа/документов, подтверждающего соответствие используемых в работе материалов требованиям ГОСТ 23118-2012 (Сертификат/сертификаты соответствия):
В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 11 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) установлен перечень критериев оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений:
стоимость и структура стоимости заявки - 35%;
качество работ, товаров, услуг - 20%;
материально-техническое обеспечение - 10%;
объем выполненных аналогичных работ - 20%;
квалификация участника - 15%.
Согласно п. 12 Информационной карты порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений установлен в п.п. 1.10.1-1.10.2 Документации.
На основании п. 1.10.2.1 Документации в рамках оценочной стадии центральный закупочный орган (далее - ЦЗО) осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке, которые не были отклонены, и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика с целью выявления победителя закупки, исходя из критериев, указанных в закупочной Документации.
Как следует из п. 1.10.2.2 Документации, при оценке критериев, определенных в п. 11 Информационной карты ЦЗО руководствуется следующим:
При оценке критерия "качество работ, товаров, услуг" учитывается наличие заверенного участником копии действующего на момент подачи заявки документа/документов, подтверждающего соответствие используемых в работе материалов (секций ограждения, столбов, крепежа, ворот, калитки) требованиям ГОСТ 23118-2012 (Сертификат/сертификаты соответствия):
Количество баллов по критерию "качество работ, товаров, услуг" (B кач i) рассчитывается следующим образом:
Наличие документа/документов |
Кол-во баллов (N кач i) |
отсутствует |
0 |
предоставлен |
100 |
B кач i= N кач i * Kk кач
где:
B кач i - балл участника по критерию "качество работ, товаров услуг";
N кач i - кол-во баллов, полученных i-тым участником в соответствии со шкалой оценки;
Kk кач - вес применяемого критерия, выраженный в процентах (0,20);
Максимальное количество баллов по критерию "качество работ, товаров услуг" (B кач i) с учетом веса критерия - 20 баллов.
Участник получает 0 баллов по критерию "качество работ, товаров, услуг" в случае:
отсутствие заверенного документа/документов, подтверждающего соответствие используемых в работе материалов (секций ограждения, столбов, крепежа, ворот, калитки) требованиям ГОСТ 23118-2012;
предоставление заверенной участником копии документа/документов, подтверждающего соответствие требованиям ГОСТ 23118-2012 не всех наименований, используемых в работе материалов (секций ограждения, столбов, крепежа, ворот, калитки).
При расчете баллов применяется математическое округление до второго знака после запятой.
Участник, не предоставивший в заявке информацию, позволяющую оценить критерий, получает по соответствующему критерию 0 баллов.
В соответствии с п. 6.2.9.17 Положения о закупках при проведении конкурентной закупки возможно использование следующих критериев оценки заявок:
а) стоимостные критерии оценки:
стоимость, структура стоимости.
б) нестоимостные критерии оценки:
качество товаров, работ, услуг;
график поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
квалификация участника, сотрудников участника и привлекаемых им лиц;
объем выполненных аналогичных работ (в стоимостном и/или натуральном выражении);
материально-техническое обеспечение;
наличие отрицательного опыта работы с заказчиком, подтвержденного в форме рекламационных актов и/или документов о расторжении договора по вине исполнителя (присваивается отрицательное количество баллов);
иные критерии, разработанные заказчиком для конкретной закупки.
Согласно п. 6.2.9.19 Положения о закупках перечень критериев, подкритериев и порядок их расчета для конкретной закупки определяется в Документации. Оценка и сопоставление заявок возможно только по критериям и подкритериям, указанным в Документации.
Как следует из п. 6.2.9.20 Положения о закупках, удельный вес (значимость) каждого критерия определяется в Документации с учетом следующих ограничений:
а) совокупная значимость всех критериев (с учетом подкритериев), применяемых при проведении конкурентной закупки, должна составлять 100 процентов. В случае применения критериев с отрицательным показателем количества баллов, вес таких критериев не учитывается в совокупной значимости критериев;
б) удельный вес (значимость) стоимостного критерия должна составлять не менее 35 процентов;
в) удельный вес (значимость) каждого нестоимостного критерия не должна превышать 35 процентов.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с "Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации" и "Единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 982 от 01.12.2009, используемая в работе продукция (секции ограждения, столбы, крепежа, ворота, калитки) не подлежит сертификации и декларированию и не является объектом технического регулирования действующих Технических регламентов, таким образом, предоставление в составе заявки на участие в Закупке документа/документов, подтверждающего соответствие используемых в работе материалов (секций ограждения, столбов, крепежа, ворот, калитки) требованиям ГОСТ 23118-2012 не представляется возможным.
Представитель Организатора торгов пояснила, что наличие в составе заявки на участие в процедуре Закупки копии действующего на момент подачи заявки документа/документов, подтверждающего соответствие используемых в работе материалов (секций ограждения, столбов, крепежа, ворот, калитки) требованиям ГОСТ 23118-2012 (Сертификат/сертификаты соответствия), оценивается при расчете нестоимостного критерия оценки "качество товаров, работ, услуг", удельный вес которого составляет 20%, что соответствует требованиям п. 6.2.9.20 Положения о закупках. Отсутствие в составе заявки вышеназванного документа/документов не является критерием допуска к участию в Закупке, так как обязательное наличие такого документа в составе заявки не предусмотрено Документацией, и не является основанием для отклонения заявки от участия в Закупке. Оформление сертификатов соответствия может быть осуществлено как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Добровольный сертификат оформляется по инициативе его заказчика, в том случае, если такой заказчик хочет подтвердить определенные свойства продукции. Порядок сертификации регламентируется 184-ФЗ "О техническом регулировании", вступившим в действие 27.12.2002. Выданный в обязательном порядке или на добровольной основе сертификат соответствия подтверждает, что продукция соответствует предъявленным к ней требованиям.
Представитель Организатора торгов также отметила, что критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре Закупки, установленные СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями", применяются в равной степени ко всем участникам Закупки, к предлагаемым работам, услугам, к условиям исполнения договора и не создают преимущественных условий каким-либо потенциальным участникам Закупки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что критерий оценки заявок "качество товаров, работ, услуг" с удельным весом критерия 20%, а также порядок оценки заявок, указанный в п. 1.10.2.2 Документации, по критерию "качество товаров, работ, услуг" установлены в соответствии с Положением о закупках СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" и не могут выступать ограничивающим участие в Закупке фактором, ввиду оценочного характера критерия.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России по первому доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о необоснованном установлении Организатором торгов в Документации требования о наличии у участников Закупки бурильной установки с глубиной бурения не менее 5-м, входящей в состав комплекта оборудования, используемого в ходе выполнения работ по договору, наличие которого необходимо для начисления баллов заявке участника Закупки по критерию оценки "Материально-техническое обеспечение" на этапе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке:
Как следует из п. 1.10.2.2 Документации, при оценке критериев, определенных в п. 11 Информационной карты ЦЗО руководствуется следующим:
При оценке критерия "материально-техническое обеспечение" учитывается количество комплектов необходимого оборудования, которое будет использовано в ходе выполнения работ, находящегося в собственности участника или ином вещном праве.
Состав комплекта:
электронный тахеометр на штативе - 1 ед.,
отражатель пленочный - 1 ед.,
оптический нивелир на штативе - 1 ед.,
рейка телескопическая алюминиевая А 55 - 1 ед.,
портативный бензиновый генератор мощностью не менее 6 кВт - 1 ед.,
правила алюминиевые длиной не менее 3 м - 2 ед.,
виброплита с мощностью двигателя не более 4 кВт - 1 ед.,
вибротрамбовка бензиновая с массой не более 65 кг - 1 ед.,
мотобур с мощностью двигателя не менее 0,9 кВт - 1 ед.,
бурильная установка с глубиной бурения не менее 5 м - 1 ед.,
шнек для мотобура диаметром 300 мм и длиной не менее 1000 мм - 2 ед.,
удлинитель на шнек длиной не менее 1000 мм - 1 ед.,
тачка металлическая с объёмом не менее 120 л. - 3 ед.,
рулетка металлическая длиной не менее 10 метров - 2 ед.,
кувалда металлическая весом не менее 3 кг - 4 ед.,
рулетка металлическая длиной не менее 100 метров - 2 ед.,
грузовой автомобиль, оборудованный манипулятором с грузоподъёмностью не менее 8 т. - 1 ед.
Количество баллов по критерию "материально-техническое обеспечение" рассчитывается следующим образом:
Кол-во компл. |
Кол-во балов (Nмто i) |
менее 1 компл. |
0 |
1 компл. и более |
100 |
Количество баллов по критерию "материально-техническое обеспечение" рассчитывается как сумма баллов, полученных участником в соответствии со шкалой оценки, умноженная на вес критерия в %:
B мто i =N мто i*Kk мто
где:
B мто i- балл участника по критерию "материально-техническое обеспечение";
N мто i - балл участника в соответствии со шкалой оценки;
Kk мто - вес применяемого критерия, выраженный в процентах (0,10).
Максимальное количество баллов по критерию "материально-техническое обеспечение" (B мто i ) с учетом веса критерия - 10 баллов.
Согласно порядку оценки заявок на участие в Закупки по критерию оценки "материально-техническое обеспечение", указанному в п. 1.10.2.2 Документации, бурильная установка с глубиной бурения не менее 5 м является одной из составных частей комплекта необходимого оборудования, используемого в ходе выполнения работ, наличие в полном объеме которого необходимо для начисления баллов заявке участника Закупки по критерию оценки "материально-техническое обеспечение" на этапе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно приложению к Техническому заданию "Чертеж секции ограждения металлического" глубина забуривания столбов ограждения составляет 1300 мм. Таким образом, требование Организатора торгов о наличии у участника Закупки бурильной установки с глубиной бурения не менее 5 м является чрезмерным и необоснованным.
Представитель Организатора торгов пояснила, что требование о наличии "бурильной установки с глубиной бурения не менее 5 м" в комплекте оборудования, учитываемого при оценке критерия "материально-техническое обеспечение" обосновано тем, что ландшафт местности на территории объекта имеет колебание высотных отметок поверхности земельного участка, что не позволяет в ряде случаев разместить установку для бурения на той же горизонтальной плоскости, на которой находится точка бурения, что влечет за собой необходимость увеличения шнека бурильной установки не менее 5 метров для достижения проектных отметок. Кроме того, встречающийся бой кирпича на территории объекта предполагает наличие такого боя в местах бурения скважин. Бурение механическим ручным способом в таком случае невозможно и требует использование бурильной установки мобильного типа.
Представитель Организатора торгов также отметила, что наличие или отсутствие комплектов необходимого оборудования не является обязательным требованием Документации и не влечет допуск или отклонение заявок участников Закупки, а служит для оценки заявок по критерию "материально-техническое обеспечение" на этапе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает требование, изложенное в п. 1.10.2.2 Документации, о наличии у участника Закупки "бурильной установки с глубиной бурения не менее 5 м" в комплекте оборудования, учитываемого при оценке критерия "материально-техническое обеспечение" на этапе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупки, обоснованным.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России по второму доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 22.02.2019 вх. N 5208-ЭП/19) ООО "Сканди Групп" на действия Организатора торгов СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (ИНН: 7804349556, ОГРН: 5067847533771) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по установке ограждения по периметру территории объекта СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" (извещение N 31907522354) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.03.2019