Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: В.Ю. Строгин-главный специалист-эксперт отдела рекламы;
М.О. Хрипченко-ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев материалы дела N64/17, возбужденного по факту размещения на страницах газеты "Новосибирск Метрополис" N18 (664) от 19 мая 2017 г. Информация об акции, проводимой Сетью автозаправочных комплексов "Беркут", с признаками нарушения ст.9 Федерального закона "О рекламе", согласно которой, в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения,
в отсутствии заявителя - физическое лицо, уведомлено надлежащим образом;
в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Беркут" (ИНН 5402141201) сведения о надлежащем уведомлении лица имеются в материалах дела,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО "Метрополис-Новосибирск" (ИНН 5406781516) по Доверенности от 14.02.19г. _
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение физического лица (вх. N 2839э от 09.06.2017 г.) по факту размещения на страницах газеты "Новосибирск Метрополис" N18 (664) от 19 мая 2017 г. информации об акции, проводимой Сетью автозаправочных комплексов "Беркут".
При рассмотрении данного заявления Новосибирским УФАС России установлено, что на последней полосе газеты "Новосибирск Метрополис" N18 (664) от 19 мая 2017 г. размещалась информация следующего содержания: "BERKUT Сеть автозаправочных комплексов с 17 апреля по 30 июня 2017 года "УДАЧНАЯ ЗАПРАВКА" В акции участвуют все топливные чеки текущего месяца! Заправляйся от 20 литров и более на любой АЗС сети Сохраняй чеки Слушая, радио ЮМОР ФМ 99,5 лови условный сигнал Узнай цифры удачи в чеке Приезжай первым на указанную заправку "Беркут" Выигрывай от 20 до 160 литров топлива Подробности на юмор.фм и azs-berkut.ru".
Новосибирским УФАС России по данному факту возбуждено дело, входе рассмотрении я которого установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы. Объектами рекламирования является акция "Удачная заправка".
Согласно информации с Интернет-сайта http://azs-berkut.ru/actions акция "Удачная заправка", чтобы стать участником данной акции необходимо сделать следующее:
· Заправить автомобиль на одной из 13 АЗС "Беркут" 20 литрами и более.
· Сохранить чеки: на них указан номер, по которому будет проводиться розыгрыш.
· Слушать радио "Юмор FM", в эфире которого объявят победителей.
Правилами проведения акции предусмотрено два вида призов, а именно. Каждый будний день одна из 13 заправок "Беркут" разыгрывает по 20 литров топлива. В конце месяца есть возможность выиграть суперприз -160 литров топлива.
С полными правилами данной акции можно ознакомить на Интернет-сайте http://azs- berkut.ru.
Согласно ст.9 Федерального закона "О рекламе", в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, в данной статье Федерального закона "О рекламе" закреплены требования к рекламе стимулирующего мероприятия условием участия в котором является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).
Кроме того, нормы статьи 9 Федерального закона "О рекламе" применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Из содержания рекламы, размещенной в газете "Метрополис-Новосибирск" N18 (664) от 19.05.2017 г. и информации, содержащейся на сайте http://azs-berkut.ru следует, что объектом рекламирования является стимулирующее мероприятие.
Федеральный закон "О рекламе" устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия указанных условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения стимулирующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а ссылка на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации.\x{2003}
Исходя из диспозиции ст. 9 Федерального закона "О рекламе", реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником.
Формулировка "Подробности на Юмор ФМ и azs-berkut.ru" такую информацию до потребителя рекламы не доводит.
Таким образом, в нарушение п.2 ст.9 Федерального закона "О рекламе" отсутствуют сведения об источнике информации об организаторе данного стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Кроме того, объектом рекламирования в данной рекламе также является радиостанция "Юмор ФМ 99,5".
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Согласно 4.10.1 ст.5 Федерального закона "О рекламе", не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
В данной рекламе отсутствует указание на категорию информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
В соответствии с ч.6, ч.7 ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч.10.1 ст.5 и ст.9 несет рекламораспространитель, за нарушение требований ст.9 - рекламодатель.
Рекламодатель - рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.5, ч.7 ст.3 Федерального закона "О рекламе".
Согласно представленным документам, учредитель печатного СМИ "Метрополис- Новосибирск" является ООО "Метрополис-НСК". Договор на размещение рекламы "BERKUT Сеть автозаправочных комплексов с 17 апреля по 30 июня 2017 года "УДАЧНАЯ ЗАПРАВКА" В акции участвуют все топливные чеки текущего месяца! Заправляйся от 20 литров и более на любой АЗС сети Сохраняй чеки Слушая радио ЮМОР ФМ 99,5 лови условный сигнал Узнай цифры удачи в чеке Приезжай первым на указанную заправку "Беркут" Выигрывай от 20 до 160 литров топлива Подробности на юмор.фм и azs-berkut.ru" заключен между ООО "Метрополис-НСК" и ООО "Беркут". В соответствии с п. 1.1 Исполнитель (ООО "Метрополис-НСК") обязуется по заданию Заказчика (ООО "Беркут") размещать рекламно-информационные материалы.
В свою очередь, ООО "Метрополис-НСК" представило возражения на Акт проверки (вхN 7540 от 08.08.17г.), согласно которому, Общество не согласно с позицией антимонопольного органа.
Как сообщает Общество, в рекламном объявлении содержится информация о подробностях акции: об организаторе проведения акции, сроках проведения акции (с 17 апреля по 30 июня 2017 г.); о правилах проведения (в размещенной в газете рекламе указано, что необходимо сделать); количестве выигрышей (выигрывает первый приехавший на заправку из числа лиц, чьи цифры на чеке озвучены по радио); сроках, месте и порядке получения выигрыша (выигрыш получается на заправке, как только на заправку приехал первый человек, чьи цифры в чеке озвучены по радио). Более подробную информацию можно узнать на юмор.фм и azs-berkut.ru. В эфире радиостанции "Юмор.фм" неоднократно озвучивалась информация о сроках проведения данного мероприятия, об организаторе мероприятия, о правшах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. На сайте azs-berkut.ru приведена подробная информация относительно организатора мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.
Радиостанция "Юмор.фм" являлась не объектом рекламы, а источником информации о подробностях проводимой акции. Размещение информации о радиостанции "Юмор.фм" не является ее рекламой, а сама радиостанция "Юмор.фм" не подпадает под категорию информационной продукции, на которую распространяются требования ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Закона "О рекламе".
Новосибирское УФАС России не принимает доводы ООО "Метрополис-НСК", об отсутствии признаков нарушения ст.9 Закона "О рекламе" в лице Общества, на основании следующего.
Условия проведения стимулирующего мероприятия, размещенные в рекламном объявлении, не отображают ключевые моменты, такие как: информацию о количестве призов - минимальное и максимальное числовое значение полученного приза (литров бензина), частота проводимых розыгрышей в день/неделю/месяц.
Кроме того, отсутствует доступная простому обывателю формулировка, согласно которой, в рекламном объявлении можно найти организатора и источник информации о проводимом стимулирующем мероприятии.
Вместе с тем, антимонопольный орган принимает позицию ООО "Метрополис-НСК" об отсутствии признаков нарушения ч. 10.1 ст.5 Закона "О рекламе" в действиях проверяемого лица, на основании того, что имеющаяся в рекламе отсылка на радиостанцию "Юмор.фм" не выделяет ее в качестве еще одного объекта рекламирования.
07.09.2017 г. на рассмотрение Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО "Метрополис-Новосибирск" озвучил позицию, представленную ранее к материалам дела (вх.N от 8091 от 23.08.17г.), в силу которой Общество не согласно с наличием нарушений рекламного законодательства. С подробностями акции можно ознакомиться на указанных Интернет-источниках, а формулировка ст. 9 Закона "О рекламе" не предполагает дословное указание рекламной информации по тексту данного Закона.
ООО "Беркут" также был представлен Отзыв на Определение о возбуждении дела (вхN 8369 от 04.09.17г.), позиция которого аналогична ООО "Метрополис-Новосибирск".
06.10.2017 г. Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в Арбитражном суде Новосибирской области находится дело, результаты по которому будут иметь значение для рассмотрения данного дела по существу, в связи с чем, рассмотрение данного дела было приостановлено до момента принятия окончательного судебного решения по делу NА45-10130/2017.
21.01.2019 г. рассмотрение данного дела Комиссией, возобновлено.
На данный момент, в распоряжении Новосибирского УФАС России имеется Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.07.17г., Определение Арбитражного суда Западно-сибирского федерального округа по вопросу применения положений ст.9 Закона "О рекламе", согласно которому в случае наличия указания на возможность получения необходимой информации о мероприятии на сайте продавца (условия и подробности об акции можно получить на указанном сайте), источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения присутствует в рекламном объявлении. В таком случае лицом, определившим объект рекламирования, предприняты все меры, направленные на недопущение нарушения требований законодательства о рекламе информированию потребителей об условиях акции. Соответствующие разъяснения даны и в пунктах 27,28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 No58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем, в адрес антимонопольного органа поступил Отзыв на определение о возобновлении дела от ООО "Метрополис-НСК" (вхN 1251 от 14.02.19г.), на основании которого, в рекламе размещённой в газете "Метрополис-НСК" указано, что о подробностях акции можно узнать на юмор.фм и azs-berkut.ru. Фраза: "Подробности на юмор.фм и azs - berkut.ru", указывает потребителю, что именно от этого источника (в данном случае сайты в сети интернет: юмор.фм и azs - berkut.ru) можно получить информацию о сроках проведения, об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения и иную информацию. Обществом предприняты все меры, направленные на недопущение нарушения требований законодательства о рекламе и информированию потребителей об условиях рекламируемого мероприятия, что не вводит потребителя в заблуждение.
На рассмотрении дела Комиссией 20.02.19г. представитель ООО "Метрополис-НСК" также сообщил, что по мнению Общества, ст.9 Закона "О реклеме" не была нарушена, при размещении в газете "Новосибирск Метрополис" N18 (664) от 19 мая 2017 г. информации об акции "УДАЧНАЯ ЗАПРАВКА". Норма стать 9 содержащая требования об указании: "_источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения", не является обязательной для ее полного воспроизводства, достаточно указать ссылку на источник получения необходимой информации, где потребитель может ознакомиться со всей информацией об акции. Потребитель не вводится в заблуждение об условиях рекламируемого мероприятия, в связи с наличием ссылки на источник информации, поскольку вся информация, в момент размещения, действительно присутствовала на сайте: azs- berknt.ru.
Таким образом, нарушение законодательства о рекламе при размещении на страницах газеты "Новосибирск Метрополис" N18 (664) от 19 мая 2017 г. Информация об акции "УДАЧНАЯ ЗАПРАВКА", проводимой Сетью автозаправочных комплексов "Беркут", отсутствует.
В соответствии с абз. А п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь абз. А пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу N 64/17 прекратить.
Председатель Комиссии ___________ И.В. Волохина
Члены Комиссии
___________ В.Ю. Строгин
___________ М.О. Хрипченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 февраля 2019 г. N 64/17
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2019