Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2019 г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено "07" марта 2019
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<_> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
О<_> - начальник отдела контроля органов власти;
Б<_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 15-ФАС22-ОВ/11-18 по признакам нарушения Барнаульской городской Думой части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в наделении специализированной службы полномочиями органа местного самоуправления в части, принятия решений об отказе в рассмотрении заявлений о предоставлении места захоронения умершего (п. 2.14 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории г. Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думой N 447 от 28.02.2011, в ред. решения от 31.10.2018 г. N 201),
УСТАНОВИЛА:
26.06.2018 года по результатам рассмотрения заявления ООО "Алтайская похоронная служба" в связи с наличием в действиях Барнаульской городской думы, выразившихся в наделении специализированной службы полномочиями органа местного самоуправления в части учета, регистрации захоронений и выделения земельных участков для захоронения тел (останков) умершего (п. 2.12, п. 2.13 и п. 2.16 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы N 447 от 28.02.2011), признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", управлением ФАС по Алтайскому краю в отношении Барнаульской городской Думы 26.06.2018 г. за исх.N 2494/9 вынесено предупреждение о прекращении вышеуказанных действий, со сроком исполнения до 15.11.2018 г.
Из представленной Барнаульской городской Думой информации в антимонопольный орган (вх.N 1813597 от 12.11.2018), следует, что с целью устранения выявленных противоречий Барнаульской городской Думой принято решение от 31.10.2018 N 201 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 28.02.2011 N 447 "Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула" (в ред. решения от 22.12.2017 N 52). Нормы положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории г. Барнаула, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, изменены и изложены в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
УФАС по Алтайскому краю установлено, что предупреждение от 26.06.2018 г. за исх.N 2494/9 УФАС по Алтайскому краю исполнено не в полном объеме.
По данному факту управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа N 248 от 29.11.2018 г. в отношении Барнаульской городской Думы возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 15-ФАС22-ОВ/11-18 по признакам нарушения Барнаульской городской думой ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.01.2018 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дел N 15-ФАС22-ОВ/11-18 откладывалось до 26.02.2019 10 часов 00 минут.
На заседании Комиссии представители Барнаульской городской Думы нарушение антимонопольного законодательства не признали и пояснили, что в соответствии со ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" властная функция органа местного самоуправления по распоряжению землей ограничивается принятием органами местного самоуправления решения об организации места погребения на земельном участке и его отвод под кладбище.
Вместе с тем, определение места захоронения умершего на территории кладбища г.Барнаула осуществляется в соответствии с планом-схемой, разработанной и утвержденной органом местного самоуправления (комитетом по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула).
Пункт 2.14 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула" (принято решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2011 N 447, в редакции решения от 22.12.2017 N 52) устанавливает порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении места захоронения умершего.
Таким образом, при принятии заявления о предоставления места захоронения умершего и проведении сверки предоставленных документов специализированная служба не осуществляет властные полномочия органа местного самоуправления, поскольку данные процедуры не требуют принятия решений, а лишь гарантируют исполнение установленных действующим законодательством требований.
Барнаульская городская Дума закрепляя норму абз. 10 п. 2.14 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула, касающуюся отказа специализированной службы по вопросам похоронного дела в рассмотрении заявления о предоставлении места захоронения умершего в случае непредставления ответственным за захоронение лицом в момент подачи заявления для сверки копий оригиналов документов либо копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не наделяет специализированную службу по вопросам похоронного дела какими-либо исключительными полномочиями органов местного самоуправления и не нарушает ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представители комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула и МУП "Специализированная похоронная служба" поддержали доводы Барнаульской городской думы".
26.02.2019 года изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
Из содержания п. 2.12 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула (в редакции 31.10.2018 г.) следует, что земельные участки под места захоронения на территории кладбища предоставляются комитетом путем утверждения плана-схемы захоронений.
При этом п. 2.14 вышеуказанного положения устанавливает, что определение очередности использования земельных участков в соответствии с утвержденной планом-схемой и фактической возможности захоронения на определенном земельном участке осуществляется специализированной службой путем выдачи талона по форме согласно приложению 1 к Положению.
Талон выдается специализированной службой в течение суток с момента подачи ответственным за захоронение лицом заявления о предоставлении места захоронения умершего с приложением копий документов.
При непредставлении в момент подачи заявления о предоставлении места захоронения умершего ответственным за захоронение лицом для сверки копий оригиналов документов либо копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке специализированная служба отказывает в рассмотрении заявления.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 123-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
В силу п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" земельные участки для погребения гарантируются гражданам и предоставляются, как правило, на безвозмездной основе, а нормы такого предоставления устанавливаются органами местного самоуправления.
Из анализа норм Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - Закон N 8-ФЗ) усматривается, что определение конкретного места для погребения умершего осуществляется в рамках работ по эксплуатации и содержанию кладбища, то есть относится к текущей хозяйственной деятельности по управлению кладбищем. При этом хозяйствующий субъект связан определенными правилами, закрепленными на законодательном уровне (части 1 и 6 статьи 17 Закона N 8-ФЗ). Согласно статьям 15 и 16 Закона N 8-ФЗ властная функция органа местного самоуправления по распоряжению землей ограничивается принятием органами местного самоуправления решения об организации места погребения на земельном участке и его отводе под кладбище. В соответствии с нормами Закона N 8-ФЗ земельные участки под захоронение предоставляются всем без исключения гражданам на равных основаниях. Для отвода места под захоронение не требуется какого-либо административного решения о выделении и предоставлении земельного участка. Выделение (предоставление) участка под конкретное захоронение и регистрация захоронения не поименованы Законом N 8-ФЗ среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. Следовательно, наделение данной функцией и иными сопряженными с ней функциями хозяйствующего субъекта не может рассматриваться в контексте указанных норм как наделение властными полномочиями хозяйствующих субъектов, поскольку предоставление конкретного земельного участка на кладбище под захоронение в силу статей 15 и 16 Закона N 8-ФЗ к исполнительным полномочиям органов местного самоуправления не относится. В связи с чем нормы, закрепленные в пункте 2.14 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула (в редакции 31.10.2018 г.), не могут рассматриваться как устанавливающие право на совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, п. 1 ч.1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 15-ФАС22-ОВ/11-18 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <_> С
Члены Комиссии <_> О
<_> Б
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 февраля 2019 г. N 15-ФАС22-ОВ/11-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.03.2019