Председатель Комиссии Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя управления Золина Галина Владимировна, рассмотрев материалы о распространении Кредитным потребительским кооперативом "СК-Гранд" (КПК "СК-Гранд") /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/ рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило обращение Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации по факту распространения ненадлежащей рекламы КПК "СК-Гранд".
В ходе проверки фактов, изложенных в обращении, Ставропольским УФАС России были выявлены признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".
В октябре 2018 года по адресу Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, д. 172/1 размещался рекламный штендер и баннер следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив СК-Гранд Выдача займов под материнский капитал Оформление сделок с недвижимостью любой сложности Вклады под 12.2% годовых Юридические услуги по сделкам с недвижимостью".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", реклама \x{2212} информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", следует, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципе в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
Деятельность кредитного кооператив состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператив (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном Федеральным законом от 18.07.2009 N190-ФЗ "О кредитной кооперации", иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива.
Исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц на основании статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" принадлежит банку.
Таким образом, кредитный кооператив не обладает правом привлекать во вклады денежные средства граждан. Следовательно, указанная в рекламе информация "Вклады под 12.2%" является недостоверной. Данная информация вводит граждан в заблуждение относительно услуг, оказываемых организацией. Также в рекламе указана процентная ставка, и отсутствуют иные условия оказания соответствующей услуги.
Кроме того, реклама займов под материнский капитал согласно рекламному законодательству относится к финансовым услугам и регулируется статьей 28. Помимо специальных требований, установленных данной статьей, реклама займа с использованием материнского капитала должна быть достоверной и добросовестной. Материнский капитал может быть использован только на цели, прямо предусмотренные Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Таким образом, реклама с указанием "Выдача займов под материнский капитал" является ненадлежащей, вводящей потребителей в заблуждение, так как она не содержит всех условий использования материнского капитала. В таком случае у потребителя рекламы может возникнуть неверное впечатление, что в обмен на сертификат, дающий право на использование семейного капитала, можно получить займ на любые нужды.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является Кредитный потребительский кооператив "СК-Гранд" (КПК "СК-Гранд") /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/.
Таким образом, в действиях КПК "СК-Гранд" усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы, которая содержит несоответствующие действительности сведения, а также рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о всех условиях использования материнского капитала, и о всех условиях оказания финансовой услуги, что тем самым вводит потребителя в заблуждение.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 5 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать, участвующим в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - КПК "СК-Гранд" /356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Ленина, 172/1, ИНН 1655217630, КПП 260501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 06.07.2011 за ОГРН 1111690045026/.
3. Назначить дело N 5 к рассмотрению на 13 февраля 2019 года на 11 часов 30 минут по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина 384, Ставропольское УФАС России, каб. 302.
4. КПК "СК-Гранд" представить в срок до 11 февраля 2019 года
- учредительные документы КПК "СК-Гранд";
- условия выдачи займов под материнский капитал (представить копию типового договора);
- типовой договор, заключаемый с потребителем на открытие "вклада" под 12.2% годовых;
- копии документов (договоры с приложением, рекламные макеты, документы об оплате и др.), на изготовление и (или) распространение вышеуказанного рекламного материала.
- письменные объяснения по факту допущенного нарушения.
Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью директора и печатью КПК "СК-Гранд".
За непредставление в срок требуемой информации или представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде предупреждаю Вас об ответственности в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Назначить время и место составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП: 13 февраля 2019 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина 384, Ставропольское УФАС России, каб. 302.
Явка представителя КПК "СК-Гранд" для составления и подписания протокола об административном правонарушении обязательна (при себе иметь документ, удостоверяющий личность). В случае неявки указанного лица без уважительных причин протокол об административном правонарушении может быть составлен в его отсутствие. Неявка указанного лица будет рассматриваться как отказ от своих прав, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 января 2019 г. N 5
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2019