Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <_>, исполняющей обязанности начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <_>, специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа <_> (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу акционерного общества "Сорбент" (далее - Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право поставки самоспасателей фильтрующего типа (АХО-28/18) (извещение N 31807345800, http://zakupki.gov.ru, http://rn.tektorg.ru) (далее - Запрос предложений),
в присутствии представителей от АО "Сорбент" - <_> (доверенность); от ООО "РН-Пожарная безопасность" - <_> (доверенность), <_> (доверенность), <_> (доверенность), <_> (доверенность), <_> (доверенность); от ООО "Центр Управления Поставками" - <_> (доверенность), <_> (паспорт),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
12.02.2019 г. в Самарское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба АО "Сорбент" на действия ООО "РН-Пожарная безопасность" при проведении Запроса предложений.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Конкурсной комиссией необоснованно отклонена заявка АО "Сорбент".
Заявитель считает, что действия Заказчика нарушили его права, создали препятствия к участию в закупке.
ООО "РН-Пожарная безопасность" просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России N 1451/7 от 14.02.2019 г.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
22.12.2018 г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 31807345800 о проведении Запроса предложений. Актуальная документация по Запросу предложений размещена 22.12.2018 г. (далее - Документация о закупке).
Согласно данному извещению заявки подавались до 15.01.2019 г. 09:00 по местному времени Заказчика. Порядок подачи заявок и подведения итогов в соответствии с Документацией о закупке. Дата рассмотрения заявок: 30.01.2019 г. Дата подведения итогов: 06.02.2019 г. Место рассмотрения заявок и подведения итогов: 443013, Российская федерация, город Самара, улица Мичурина, дом 25.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке ООО "РН-Пожарная безопасность", утвержденного Решением Совета директоров ПАО "НК "Роснефть" 30 ноября 2018 г. Протоколом от 03 декабря 2018 г. N 11, введенным в действие 28 декабря 2018 г. Приказом ПАО "НК "Роснефть" от 13 декабря 2018 г. N 799, введенным в действие в ООО "РН-Пожарная безопасность" 28 декабря 2018 г. Приказом от 19 декабря 2018 г. N 536-П (N 1130012852 (присоединено к положению N 1120010387)), размещена в ЕИС 19.12.2018 г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
04.02.2019 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол Закупочной комиссии об утверждении результатов отборочной, оценочной стадии рассмотрения заявок на участие в закупке и переторжке N ЗК-02-19-АХО-28/18/1 от 01.02.2019 г. (N 31807345800-01), согласно которому к установленному в извещении и Документации о закупке сроку поступили четыре (4) заявки участников с порядковыми номерами: N 1 <_>, N 2 <_>, N 3 <_>, N 4 <_>. Закупочной комиссией по результатам отбора заявок принято решение допустить к дальнейшему участию в закупке 2 (две) заявки участников с порядковыми номерами: 2, 3. В соответствии с пунктом 11.3.3.1 Положения о закупке по результатам отбора заявок в связи с выявленными несоответствиями критериям отбора, установленным в Документации о закупке, Закупочной комиссией принято решение отказать в допуске к дальнейшему участию в закупке 2 (двум) заявкам участников с порядковыми номерами: 1 (основание для отказа в допуске - подпункт "б" пункта 10.5.6.2 Положения о закупке (несоответствие требованиям пункта 4 Блока 7, пункта 19 (3.8.2) Блока 2 Документации о закупке)), 4 (основание для отказа в допуске - подпункт "е" пункта 10.5.6.2 Положения о закупке (несоответствие требованиям пункта 4 Блока 7, пункта 19 (3.8.2) Блока 2 Документации о закупке)).
12.02.2019 г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол Закупочной комиссии об утверждении итогов оценки заявок после переторжки, итогов закупки и выборе победителя закупки N ЗК-04-19-АХО-28/18/2 от 08.02.2019 г. (N 31807345800-02), согласно которому к установленному в протоколе от 01.02.2019 г. N ЗК-02-19-АХО-28/18/1 сроку на переторжку поступила одна (1) обновленная заявка участника с порядковым номером: 3. Закупочной комиссией принято решение признать участника под порядковым номером 3 победителем закупки (основное предложение) и заключить с ним договор для ООО "РН-Пожарная безопасность".
Договор по результатам Запроса предложений с победителем не заключен.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Для указанного предмета руководящими техническими регламентами являются: "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 878 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - ТР ТС 019/2011) и Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ТР ПБ 123/2008).
Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 г. N 32-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53261-2009).
В Документацию о закупке включен Блок 2 "Информационная карта" (далее - ИК) - представлен отдельным томом. Блок 2 содержит реквизиты и условия конкретной закупки, дополняет и уточняет положения Блока 3 "Инструкция для Участника закупки".
Пунктом 19 ИК установлено, что критерии отбора заявок Участников закупки следующие:
соответствие Участника закупки (в том числе коллективного Участника закупки) и заявленных субподрядчиков (соисполнителей) предъявленным требованиям;
соответствие предлагаемой продукции предъявленным требованиям;
соответствие предлагаемых договорных условий предъявленным требованиям;
соответствие заявки по составу и/или оформлению (кроме правильности оформления конверта) предъявленным требованиям, в том числе по объему и содержанию представляемых документов, а также по подписанию уполномоченным лицом;
соответствие технической части заявки по составу, содержанию требованиям Технического задания и условиям договора к оказываемым услугам/выполняемым работам/поставляемым товарам;
соответствие коммерческой части заявки по составу и содержанию условиям технической части заявки.
В Документацию о закупке включен Блок 7 "Техническое задание" (далее - ТЗ) - представлен отдельным томом. Блок 7 содержит требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным и прочим характеристикам поставляемых товаров, выполняемых работ и/или оказываемых услуг; положения технического задания являются неотъемлемой частью условий Договора, заключаемого по результатам закупки.
Пункт 4 ТЗ гласит, что в подтверждение требований к безопасности, безопасность самоспасателей должна быть подтверждена:
Сертификатом соответствия требованиям "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" (ФЗ от 22.07.08г. N 123-ФЗ) на соответствие ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсических продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" по п. 4.1, 4.3-4.7.
Сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011".
Самарским УФАС России установлено, что АО "Сорбент" в составе своей заявки на участие в закупке были приложены следующие копии:
Сертификат соответствия N C-RU.ПБ01.В.02818 от 16.09.2014 г. (действителен до 16.09.2019 г.) подтверждающий, что газодымозащитный комплект ГДЗК-У соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по ГОСТ Р 53261-2009 в целом, включая установленные Заказчиком пункты 4.1, 4.3-4.7 указанного стандарта.
Сертификат соответствия N TC RU C-RU.AE44.B.00733 от 06.10.2014 г. (действителен до 14.09.2019 г.) подтверждающий, что газодымозащитный комплект ГДЗК-У соответствует требованиям, установленным ТР ТС 019/2011.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Исходя из вышеприведенного определения и содержания представленного Заявителем Сертификата соответствия N C-RU.ПБ01.В.02818 от 16.09.2014 г. у Заказчика отсутствовали законные основания утверждать о несоответствии самоспасателя ГДЗК-У требованиям пунктов 4.1, 4.3-4.7 ГОСТ Р 53261-2009 и отстранять от участия на этом основании АО "Сорбент".
Согласно пункту 11.3.2.1 Положения о закупке в ходе рассмотрения заявок Заказчик вправе уточнять заявки следующим образом:
запрашивать у Участника закупки отсутствующие, представленные не в полном объеме или в нечитаемом виде разрешающие/подтверждающие документы или их копии при условии наличия в документации о закупке условия о представлении таких документов;
исправлять выявленные в заявке арифметические и грамматические ошибки и запрашивать исправленные документы в порядке, установленном в документации о закупке;
запрашивать у Участника закупки разъяснения параметров заявки; уточнения не должны изменять предмет закупки, объем, номенклатуру и цену предлагаемой Участником закупки продукции; при формировании документации о закупке Заказчик вправе установить допустимое количество запросов на разъяснения параметров заявки у Участника закупки.
От Заказчика письмом от 25.01.2019 г. N ИЖ-09/0189 поступил запрос Заявителю, согласно которому: "Согласно записям реестра аккредитованных лиц, орган сертификации "ПожТест" ФГБУ ВНИИПО МЧС России прекратил свою деятельность 31.05.2015 г. Согласно пунктам 2, 53 и 54 статьи 147 ТР ПБ 123/2008 орган сертификации обязан производить инспекционный контроль за сертифицированной продукцией не менее 3-х раз за время действия сертификата. Прошу представить подтверждающие документы".
Документация о закупке, включая ее техническую часть, не содержала требования о предоставлении в составе заявки протоколов испытаний предлагаемых самоспасателей, в том числе документов о прохождении инспекционного контроля.
В ответ на указанный запрос АО "Сорбент" были представлены документы, подтверждающие законность действий органа по сертификации (действующий аттестат аккредитации N RA.RU.10ЧС13), а также протоколы испытаний при инспекционном контроле самоспасателей ГДЗК-У за 2015, 2016 и 2017 годы.
Понятия протоколов инспекционного контроля (не обязан включать испытания по продуктам горения) и протоколов инспекционных испытаний (включает испытания по продуктам горения) не тождественны друг другу и не подлежат взаимозамене. Вместе с тем, ни Документация о закупке, ни вышеуказанный запрос Заказчика не содержат требований о предоставлении протоколов сертификационных испытаний.
ООО "РН-Пожарная безопасность" нарушены требования, установленные пунктом 11.3.3.3 Положения о закупке и частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции в части отказа в допуске АО "Сорбент" к участию в открытом запросе предложений в электронной форме на право поставки самоспасателей фильтрующего типа (АХО-28/18) (извещение N 31807345800, http://zakupki.gov.ru, http://rn.tektorg.ru).
В указанных действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
Заявителем в своей заявке предложена минимальная стоимость предложения.
Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения закупки, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Сорбент" обоснованной.
Признать в действиях ООО "РН-Пожарная безопасность" нарушение требований, установленных пунктом 11.3.3.3 Положения о закупке, части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции.
Выдать предписание об устранении нарушений.
Передать материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 марта 2019 г. N 56-11903-19/7
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.03.2019