Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации, рассмотрев дело N 02-03/05-2019 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Лежневой Н.Г. (ИНН 710500929029, ОГРНИП 315715400063700) части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии Лежневой Н.Г. (паспорт РФ),
УСТАНОВИЛА:
На электронном табло в оконном проеме и на входной двери салона - парикмахерской "Завиток", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 6А, размещена реклама следующего содержания:
на электронном табло: "депиляция
шугаринг
воск
чистка лица
уход за лицом
_
массаж
_
стрижки от 200р.
Маникюр.
Педикюр.
Эпиляция.
Солярий от 10р/мин
Все виды окрашивания
_
депиляция
шугаринг
воск
_";
на входной двери: "ИП Никонова Н.Г.
Салон-парикмахерская
Завиток
салон-парикмахерская
и студия загара
Режим работы: 10:00-19:00
без перерыва и выходных
* стрижки мужские женские
* все виды окрашивания волос
* химическая завивка волос
* ламинирование волос
* маникюр
* наращивание и дизайн ногтей
* педикюр
* эпиляция, шугаринг
* эстетическая косметология
телефон для записи
585-990".
Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и, в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является рекламой.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе").
В нарушение указанных требований реклама индивидуального предпринимателя Лежневой Н.Г. содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара ИП Никонова Н.Г.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н: проведение депиляции (A14.01.012); проведение эпиляции (A14.01.013); общий массаж медицинский, массаж лица медицинский, массаж шеи медицинский, массаж воротниковой области, массаж верхней конечности медицинский, массаж верхней конечности, надплечья и области лопатки, массаж плечевого сустава, массаж локтевого сустава, массаж лучезапястного сустава, массаж кисти и предплечья, массаж волосистой части головы медицинский (A21.01.001, A21.01.002, A21.01.003, A21.01.003.001, A21.01.004, A21.01.004.001, A21.01.004.002, A21.01.004.003, A21.01.004.004, A21.01.004.005, A21.01.005) являются медицинскими услугами, представляющими собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В связи с этим рекламирование медицинских услуг: депиляция, эпиляция, массаж должно сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким предупреждением, должна считаться ненадлежащей в связи с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В нарушение указанных требований в рекламе медицинских услуг индивидуального предпринимателя Лежневой Н.Г. отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за данные нарушения несет рекламодатель, рекламораспространитель, в данном случае - индивидуальный предприниматель Лежнева Н.Г.
Индивидуальный предприниматель Лежнева Н.Г. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: г. Тула, ул. Вильямся, 6а, 2 эт., на основании договора субаренды нежилого помещения от 01.03.2018 г., заключенного с индивидуальным предпринимателем Привезенцевой Н.П.
На рассмотрении дела индивидуальный предприниматель Лежнева Н.Г.. представила письменные пояснения и выразила несогласие с позицией антимонопольного органа.
По мнению предпринимателя Лежневой Н.Г. "массаж", "эпиляция", "депиляция", не являются медицинским услугами.
Комиссии считает необходимым подчеркнуть, что согласно разъяснениям Министерство здравоохранения РФ (письмо от 04.07.2018 г. N 17-2/10/2-4323) Номенклатура содержит обобщенные наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим.
В письме от 20.02.2013 г. N 17-2/10/2-1005 Министерство здравоохранения отметило, что включение в номенклатуру медицинских услуг различных наименований массажа, которые могут быть сформулированы по историческим, географическим, маркетинговым и иным соображения и признакам не представляется возможным.
Специфика услуги - массажа заключается в ее характере и манипуляциях, предполагающих соответствующую квалификацию персонала, наличие у него (персонала) знаний и умений в области медицины, в целях исключения причинения вреда здоровью человека.
В соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 10.11.1992 г. N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" требованием к профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы, является наличие среднего медицинского образования.
Общероссийские классификаторы продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденные Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, на которые ссылается индивидуальный предприниматель Лежнева Н.Г., используются при решении задач, связанных, в частности, с классификацией и кодированием продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики; подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне, из чего следует, что они не подлежат применению при определении характера предоставляемой рекламодателем услуги.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя Лежневой Н.Г., размещенную на электронном табло в оконном проеме и на входной двери салона - парикмахерской "Завиток", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 6А, с нарушением требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Признать индивидуального предпринимателя Лежневу Н.Г. нарушившей требования пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе"
Выдать индивидуальному предпринимателю Лежневой Н.Г. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя Лежневу Н.Г. к административной ответственности по части 5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.
Решение изготовлено в полном объеме " 19 " марта 2019 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
11 марта 2019 года г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 11 марта 2019 года по делу N 02-03/05-2019 о признании ненадлежащей рекламы индивидуального предпринимателя Лежневой Н.Г., размещенной на электронном табло в оконном проеме и на входной двери салона - парикмахерской "Завиток", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Вильямса, д. 6А, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Индивидуальному предпринимателю Лежневой Н.Г.. в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно: прекратить размещение рекламы парикмахерской "Завиток", с нарушением пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Индивидуальному предпринимателю Лежневой Н.Г. представить в Тульское УФАС России письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок со дня его исполнения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.03.2019