В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение АО "Буинск-Водоканал" по вопросу установления ФГУП "Почта России" необоснованно высокой цены на оказание услуг по доставке счетов-извещений.
Между ФГУП "Почта России" и АО "Буинск-Водоканал" заключен договор N24.02.01/2167-11 на оказание услуг по доставке неконвертированных счетов-извещений физическим лицам от 08 июня 2011 года, по условиям которого АО "Буинск-Водоканал" поручает ФГУП "Почта России" принять на себя обязанности по обработке, пересылке и доставке неконвертирвоанных счетов-извещений клиентам АО "Буинск-Водоканал".
В соответствии с п 2.1.4 договора стоимость услуги составляет 0,94 рублей.
Дополнительным соглашением N 1 от 25.11.2013 к договору установлен тариф на оказание услуг по доставке счетов-извещений с 01.01.2014 года в размере 2,81 рублей. Дополнительным соглашением N 2 от 08.06.2016 к договору установлен тариф на оказание услуг по доставке счетов-извещений с 01.07.2016 года в размере 3,54 рублей. Дополнительным соглашением N 3 от 20.01.2017 к договору установлен тариф на оказание услуг по доставке счетов-извещений с 20.01.2017 года в размере 3,89 рублей. Дополнительном соглашением N 4 к договору тариф на оказание услуг по доставке счетов-извещений с 1 января 2018 года установлен в размере 4,22 рублей.
14 декабря 2018 года исх. N 7.3.18.13/539 АО "Буинск-Водоканал" получено уведомление ФГУП "Почта России" о повышении тарифов на доставку счетов-извещении с 01.01.2019 до 4,88 руб. и дополнительное соглашение к нему.
В связи с вышеизложенным, на основании статьи 25 Федерального закона N 135 от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции), в адрес ФГУП "Почта России" были направлены запросы информации NСП-05/2294 от 18.02.2019, NСП-05/3250 от 06.03.2019.
Согласно пояснениям ФГУП "Почта России" (вх. N 3409 от 01.03.2019), оказание услуг по доставке счетов-извещений является нерегулируемым видом деятельности и стороны вправе самостоятельно устанавливать цену договора в соответствии с положениями статей 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также было выявлено, что ФГУП "Почта России" устанавливает децентрализованные тарифы для региональных структурных подразделений.
Так приказом ФГУП "Почта России" N 2/1-п от 19.01.2018 установлены следующие минимальные тарифы для УФПС "Татарстан почтасы" - филиала ФГУП "Почта России":
Для н/п с численностью населения свыше 100 тыс. человек |
Для н/п с численностью населения от 20 тыс. человек до 100 тыс. человек |
Для н/п с численностью населения до 20 тыс. человек |
3,42 руб. с учетом НДС |
4,37 руб. с учетом НДС |
8,73 руб. с учетом НДС |
Вместе с тем, письмом вх.N 4136 от 14.03.2019 УФПС "Татарстан почтасы" - филиала ФГУП "Почта России" сообщает, что цена может устанавливаться ниже установленного минимального тарифа для организаций с большим объемом отправления счетов-извещений по соглашению сторон.
Так, согласно реестру всех организаций, которым "Татарстан почтасы" - филиала ФГУП "Почта России" оказывает услуги по пересылке и доставке неконвертированных счетов-извещений в Республике Татарстан, тариф для ООО "Газпром трансгаз Казань" в 2018 году установлен в размере - 1,93 руб. (без НДС) при 18 963 207 доставленных счетов - извещений за 2017 год.
Кроме того, установлено, что в 2018 году для АО "Буинск-Водоканал" установлен тариф 3,58 руб. (без НДС) при доставленных за 2017 год 81 501 счетов-извещений.
Вместе с тем для АО "Тетюши-Водоканал" установлен тариф 3,25 руб. при объеме доставки счетов-извещений за 2017 год - 70 377. То есть при меньшем объеме доставленных счетов-извещений установлен меньший тариф, чем для АО "Буинск-Водоканал".
При таких обстоятельствах АО "Буинск-Водоканал" и АО "Тетюши-Водоканал" имеют неравный доступ к услугам ФГУП "Почта России" по доставке неконвертированных счетов-извещений на территории Республики Татарстан.
Кроме того, данный перечень неисчерпывающий.
Кроме того, установление повышение или уменьшение тарифа несоразмерна объемам оказываемых услуг.
Аналогичные неравнозначные условия при формировании тарифа установлены и для других организаций.
Например, для ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в 2018 году установлен тариф 7,26 руб. при 615 262 доставленных счетов-извещений в 2017 году.
При таких обстоятельствах организации обладают неравным доступом к услугам ФГУП "Почта России" по доставке неконвертированных счетов-извещений на территории Республики Татарстан.
Согласно статье 1 Федерального закона N 135 от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренци, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях", субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях", одной из сфер деятельности субъекта естественной монополии являются услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Таким образом, ФГУП "Почта России" является субъектом естественной монополии и следовательно является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции.
На ФГУП "Почта России" распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ФГУП "Почта России" признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении неравных условий для доступа к услугам по доставке неконвертированных счетов-извещений по Республике Татарстан.
В связи с наличием в действиях ФГУП "Почта России" признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 31 мая 2019 года:
- установить соразмерные, объективные и недискриминационные тарифы для потребителей услуг по доставке неконвертированных счетов-извещений по Республике Татарстан.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2019