Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в присутствии представителя заявителя - <_>;
в отсутствие представителей иных лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев 25.03.2019 г. дело N 1-15-128/38--18 от 09.11.2018 г., возбужденное по признакам нарушения Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" п. 2 ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в передаче во временное пользование муниципального имущества ООО "Ресурс" по договору безвозмездного пользования N 03 от 15.05.2017 г. без заключения концессионного соглашения,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО "Иркутскэнергосбыт" о проведении проверки в отношении Администрации МО "Усть-Илимский район" (вх. N 11018 от 04.09.2017 г.). По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.
15.05.2017 г. между Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть- Илимский район" и ООО "Ресурс" заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 03.
Срок действия договора - с 16.05.2017 г. по 16.06.2017 г. Предметом договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом выступают объекты тепло- водо -снабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых составляет более пяти лет.
Соглашением от 22.06.2017 г. о внесении изменений в договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом срок действия договора установлен с 15.05.2017 г. до заключения концессионного соглашения.
Заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Объекты), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более пяти лет, передача прав владения или пользования Объектами может осуществляться по концессионному соглашению.
Таким образом, передача прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения являющихся предметом договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 03 от 15.05.2017 г., может осуществляться только по концессионному соглашению.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" не имел правовых оснований для заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 03 от 15.05.2017 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, следствием чего ограничивается доступ в отношении имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Ввиду изложенного, действия Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район", выразившиеся в передаче во временное пользование муниципального имущества ООО "Ресурс" по договору безвозмездного пользования N 03 от 15.05.2017 г. в нарушение действующего законодательства, создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту.\x{2003}
Таким образом, действия Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" по заключению вышеуказанного договора содержат признаки нарушения п 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
На основании вышеизложенного, Иркутским УФАС России 03.11.2017 г. выдано предупреждение N 80 Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" об устранении допущенного нарушения путём осуществления передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного контракта, с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", до 02.04.2018 г.
09.04.2018 г. в адрес Иркутского УФАС России поступило ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения в связи с длительностью сроков проведения процедуры заключения концессионного соглашения, на основании чего срок исполнения предупреждения продлен до 15.09.2018 г.
Между тем, в указанный срок Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" не представлены доказательства исполнения указанного предупреждения.
В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств, приказом Иркутского УФАС России от 09.11.2018 г. N 1-15-128/38--18 возбуждено дело в отношении Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" по признакам нарушения п. 2 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N N 1-15-128/38--18 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.
Для рассмотрения дела N 1-15-128/38--18 от 09.11.2018 г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее Порядок).
Временной интервал исследования товарного рынка.
Временной интервал исследования товарного рынка - с 16.05.2017 г. по 16.05.2018 г.
Определение продуктовых и географических границ товарного рынка.
Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по передаче тепловой энергии, услуги водоснабжения, услуги водоотведения.
Географические границы товарного рынка определены как зона обслуживания потребителей в границах имеющихся у хозяйствующего субъекта объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (в том числе сетей на территории муниципального образования "Усть-Илимский район" Иркутской области).
Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке.
Действия Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район", выразившиеся в передаче во временное пользование муниципального имущества ООО "Ресурс" по договору безвозмездного пользования N 03 от 15.05.2017 г., в нарушение положений ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования "Усть-Илимский район" Иркутской области в результате необоснованного препятствования осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном порядке.
В ходе рассмотрения дела ООО "Иркутская энергосбытовая компания" представлены пояснения, согласно которым объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения являющиеся предметом договора безвозмездного пользования N 03 от 15.05.2017 г., могут быть переданы органом местного самоуправления во владение и пользование теплоснабжающей организации только по концессионному соглашению.
Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" (вх. N 2586-ЭП/19 от 28.02.2019 г.) представлены пояснения и документы из которых следует, что Комитетом в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом договора безвозмездного пользования N 03 от 15.05.2017 г., с ООО "Вода плюс" заключено концессионное соглашение N 060818/0007839/01/02 от 16.10.2018 г.
В отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Невонского муниципального образования, в настоящее время готовится документация для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
ООО "Ресурс" по существу возбужденного дела пояснений не представлено.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела N 1-15-128/38--18 исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы заявителя приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое пользование имуществом осуществлялось ООО "Ресурс" на основании договора безвозмездного пользования муниципального имущества N 03 от 15.05.2017 г. в нарушение требований действующего законодательства. Таким образом, потенциальным хозяйствующим субъектам, которые могли бы использовать муниципальное имущество на основании концессионного соглашения в установленном законом порядке, созданы препятствия к осуществлению деятельности.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что предупреждение N 80 от 03.11.2017 г. Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" в срок до 15.09.2018 г. не исполнено.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия (бездействие) Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район", выразившиеся в заключении с ООО "Ресурс" договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 03 от 15.05.2017 г., предусматривающего временное пользование муниципальным имуществом в нарушение положений ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", которые приводят или могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества, по пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела N 1-15-128/38-18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район", выразившиеся в заключении с ООО "Ресурс" договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 03 от 15.05.2017 г., предусматривающего временное пользование муниципальным имуществом в нарушение положений ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Лицам, участвующим в деле 11.03.2019 г. направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела.
ООО "Иркутскэнергосбыт" представлены пояснения из которых следует, что заявитель считает выводы Комиссии Иркутского УФАС России правомерными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам.
Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" представлены пояснения (вх. N 3799-ЭП/19 от 21.03.2019 г.) из которых следует, что в отношении объектов водоснабжения, находящихся на территории Невонского муниципального образования, заключено концессионное соглашение N 060818/0007839/01/04 от 16.10.2018 г. В отношении объектов теплоснабжения Администрацией муниципального образования "Усть-Илимский район" издано постановление от 20.03.2019 г. N 148 "О заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и отдельных объектов таких систем, расположенных на территории Невонского муниципального образования, входящего в состав муниципального образования "Усть-Илимский район", конкурсная документация будет опубликована в установленном порядке в срок до 25.03.2019 г.
Вышеуказанные обстоятельства не влияют на правильность выводов Комиссии Иркутского УФАС России и не могут свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, заключение Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" с ООО "Вода плюс" концессионного соглашения N 060818/0007839/01/04 от 16.10.2018 г. исключает возможность выдачи предписания антимонопольного органа в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом договора безвозмездного пользования N 03 от 15.05.2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" (666655, Иркутская область, Усть-Илимский район, п. Бадарминск, ул. Школьная, 2, ИНН: 3817028626, ОГРН: 1063817003172, КПП: 381701001) нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с совершением действий, выразившихся в заключении с ООО "Ресурс" договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом N03 от 15.05.2017 г., предусматривающего временное пользование муниципальным имуществом в нарушение положений ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
2. Выдать Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления передачи прав владения и пользования в отношении объектов теплоснабжения, являющихся предметом вышеуказанного договора, с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 28.1. Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", срок до 16.09.2019 г.
3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания - ответчику.
4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 марта 2019 г. N 1-15-128/38--18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.03.2019