Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (далее - Организатор торгов); от ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. N 7447-ЭП/19 от 15.03.2019) ООО "ПромЭнерго" на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение N 31907618780), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 марта 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907618780 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (далее - Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 610 302 ,53 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
07.03.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
15.03.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
15.03.2019, 19.03.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198035, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907618780 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном установлении в техническом задании Документации ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки, допущенных при описании предмета Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ПромЭнерго" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/8757/19 от 19.03.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/8757/19 от 19.03.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Следуя п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 2.1 раздела 2 части 1 Документации описание предмета закупки при проведении аукциона в электронной форме осуществляется в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ и раздела 6 главы II Положения о закупках.
На основании п. 11.1 раздела 2 части 1 Документации участник закупки при описании поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, и при описании выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик руководствуется требованиями, установленными в части III "Техническое задание" (далее - часть III "Техническое задание") и настоящей Документацией.
Пунктом 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены требования к качественным и количественным характеристикам товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, установление которых обязательно и которые обеспечивают однозначное понимание потребности Заказчика (указаны в таблице).
Позиции N 31 и N 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе "Наименование товара" содержат указание на товарный знак "Унифлекс".
При этом в позициях N 31 и N 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) отсутствует указание на возможность поставки аналогичного товара (эквивалента).
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов при описании предмета Закупки по позициям N 31 и N 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемым в рамках Закупки товарам.
Позиция N 20 "Растворитель N 646" пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе "Характеристика показателя" содержит требование о соответствии поставляемого в рамках Закупки товара требованиям ГОСТ 18188-172.
При этом согласно открытым источникам стандарта ГОСТ 18188-172 не существует, а на товар "Растворитель N 646" распространяется ГОСТ 18188-72 "Растворители марок 645, 646, 647, 648 для лакокрасочных материалов. Технические условия".
Представитель Организатора торгов пояснила, что Организатором торгов по позиции N 20 "Растворитель N 646" пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе "Характеристика показателя" была допущена техническая ошибка и вместо необходимого ГОСТ 18188-72 был указан ГОСТ 18188-172, то есть добавлена лишняя цифра 1 в части указания года утверждения стандарта.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов с учетом допущенной технической ошибки при описании предмета Закупки по позиции N 20 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемому в рамках Закупки товару, не позволяющие потенциальным участникам Закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в процедуре Закупке.
В соответствии с п. 21 части 2 Документации (Извещение) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями Документации аукциона в электронной форме. Участник закупки заполняет первую часть заявки в виде таблицы являющейся приложением N 1 "форма первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме" к настоящему Извещению. Участник закупки заполняет все столбцы и строки таблицы в соответствии с прилагаемой к ней инструкцией и не вправе вносить изменения в форму, дополняя и изменяя её.
Приложение N 1 к извещению о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение) содержит "форму первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме", а также инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 2 инструкции по заполнению "формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме" (далее - Инструкция) если характеристика обозначена знаком "*", то для данной характеристики необходимо указать одно из нескольких значений, указанных в техническом задании.
Позиция N 64 "Профиль угловой универсальный PL" пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) содержит требование к размеру товара с использованием знака "*" между числовыми значениями размеров товара: "19*24*3000 мм". Аналогичное требование содержится в позициях NN 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание).
При этом иных позиций товаров, которые содержали бы характеристики, обозначенные символом "*", в пункте 6 части 3 Документации (Техническое задание) не имеется.
Представитель Организатора торгов пояснила, что характеристика показателя "19*24*3000 мм" является одним (неделимым) значением показателя "Размер", о чем свидетельствует указание единицы измерения "мм" после числового значения показателя. Таким образом, к описанию показателя "Размер" по позициям NN 64, 71, 72, 78, 79, 80 не применим п. 2 Инструкции.
Вместе с тем Инструкция по заполнению "формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме" не содержит условий о неприменимости указанных в Инструкции требований к каким-либо характеристикам товаров.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание характеристик товаров по показателю "Размер" в позициях NN 64, 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) с использованием знака "*" между числовыми значениями размеров товара не позволяет потенциальным участникам Закупки определить характер указываемых значений при заполнении "формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме", установленной приложением N 1 к Извещению, в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов при описании предмета Закупки по позициям NN 64, 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемым в рамках Закупки товарам.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в Документации при описании предмета Закупки ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки, нарушение п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей Закона N 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (вх. N 7447-ЭП/19 от 15.03.2019) ООО "ПромЭнерго" на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение N 31907618780) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) нарушение п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного установления в Документации при описании предмета Закупки ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки.
3) Выдать Организатору торгов ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение N 31907618780) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 22.03.2019 N Т02-178/19 по жалобе на действия организатора торгов ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение N 31907618780, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение N 31907618780), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2019