Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт Волкова Л.А.,
рассмотрев дело N 04-01/04-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы магазина "Барбарис-мода", с признаками нарушения требований Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии индивидуального предпринимателя <...> (далее- ИП <...>), привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, представителей ИП <...>- <...>., <...>, представителя ОАО "Городской телеканал", заявившего ходатайство на участие в заседании Комиссии, <...> по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 22 января 2019 года в эфире "Городского телеканала" во время вечернего выпуска программы "Новости города" (21 час. 30 мин.) выявлен факт распространения рекламы магазина женской одежды "Барбарис-мода" следующего содержания: "Встречайте весну модно. Деловые, на вечеринку, в путешествие лучшие образы от лучших брендов. Для девушек, ценящих качество и эксклюзив. Барбарис мода ТЦ "Ниагара" Свободы, 3" (продолжительность видеоролика составила 12 секунд).
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Представитель ИП <...> пояснил, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки вменяемого состава правонарушения в связи с тем, что данный ролик не содержит рекламы какого-либо товара, направлен на рекламирование магазина "Барбарис-мода" в целом.
Представитель ОАО "Городской телеканал" представил аналогичные пояснения о том, что рассматриваемый рекламный ролик не содержит описания какого-либо конкретного товара, следовательно, указание в рекламе утверждения "лучшие образы от лучших брендов" не влечет некорректное сравнение товаров магазина "Барбарис-мода" с товарами иных продавцов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ИП <...>, представителя ОАО "Городской телеканал", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее- ФЗ "О рекламе") рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Комиссия считает довод представителей ИП <...>, ОАО "Городской телеканал" о том, что рассматриваемая информация направлена исключительно на рекламирование продавца (магазин "Барбарис-мода") несостоятельным в связи с тем, что видеоролик содержит фоторяд, демонстрирующий товары (женскую одежду) магазина "Барбарис-мода", исходя из которого у потребителя может сложиться интерес к конкретному товару, а не только к магазину "Барбарис-мода" в целом. Кроме того, текстовое сопровождение видеоролика также характеризует реализуемые в данном магазине товары.
Таким образом, рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, содержит сведения о магазине "Барбарис-мода", а также о представленных в нем товарах, направлена на формирование и поддержание интереса к ним, продвижение их на рынке. Следовательно, такая информация является рекламой. Объектом рекламирования выступил магазин "Барбарис-мода" и товары данного магазина.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности и добросовестности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами (услугами), например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"").
Рассматриваемая реклама содержит утверждение "лучшие образы от лучших брендов", которое озвучивается в момент демонстрации товаров магазина "Барбарис-мода". Таким образом, демонстрируемые товары (предметы женской одежды) преподносятся потребителю в качестве лучших образов (собранных воедино отдельных предметов одежды). При этом, исходя из содержания рекламного ролика следует, что рекламируемые товары произведены лучшими брендами. Вместе с тем объективное подтверждение приведенного утверждения отсутствует.
На основании изложенного рассматриваемая реклама содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, что свидетельствует о нарушении требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" за нарушение пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ОАО "Городской телеканал" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 763 от 30.01.2019) представило сведения о том, что рассматриваемая реклама была выпущена в эфир "Городского телеканала" по заказу ИП <...> что подтверждается копиями счет-заказов N 65-ВИ от 18.01.2019, N 64-ГР от 18.01.2019, актов приема сдачи работ от 18.01.2019, 27.01.2019, платежного поручения N 9 от 21.01.2019.
Представитель ИП <...> на заседании Комиссии 14.03.2019 пояснил, что фотоматериалы и готовый текст рекламы были представлены ОАО "Городской телеканал" со стороны ИП <...> ОАО "Городской телеканал" осуществило дальнейший монтаж видеоролика из представленных материалов и распространение его в эфире телеканала согласно медиа-плану.
На основании представленных в материалы дела документов и пояснений, Комиссия пришла к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы, нарушившим требования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", является ИП <...>
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Представитель ОАО "Городской телеканал" на заседании Комиссии представил сведения о том, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с подпунктом "а" пункта 36, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу магазина женской одежды "Барбарис-мода": "Встречайте весну модно. Деловые, на вечеринку, в путешествие лучшие образы от лучших брендов. Для девушек, ценящих качество и эксклюзив. Барбарис мода ТЦ "Ниагара" Свободы, 3", выпущенную 22 января 2019 года в эфире "Городского телеканала" во время вечернего выпуска программы "Новости города" (21 час. 30 мин.), поскольку в данном случае нарушены требования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе не выдавать в связи с добровольным прекращением распространения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме " " марта 2019 года. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________ Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии: ____________ С.Д. Солодяшкина
____________ Л.А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 марта 2019 г. N 04-01/04-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.03.2019