Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт Волкова Л.А.,
рассмотрев дело N 04-01/91-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы жилого комплекса "Норские резиденции", с признаками нарушения требований Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Норские резиденции" (далее- ООО "Норские резиденции"), привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, <...> по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Индивидуальный предприниматель <...> (далее- ИП <...>), привлеченная к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, на заседание Комиссии не явилась, уведомлена надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Ярославским УФАС России принято решение о рассмотрении дела N 04-01/91-18 в отсутствие ИП <...>
В связи с поступившим обращением Ярославским УФАС России 07.11.2018 выявлен факт распространения рекламы жилого комплекса "Норские резиденции" в сети "Интернет" при помощи сервиса "Google Реклама" следующего содержания: "Лучший застройщик | Ярославль. Норские | norskoe.ru Хорошие квартиры! Индивидуальное отопление. Теплые. Низкая коммуналка. Выбирай. Закрытая территория. [Кирпичные] [Закрытая территория] 27 разных планировок. [7 маршрутов транспорта] 1080 квартир сдано. улица Республиканская, 3 к. 6, Ярославль, Ярославская область Двушки от 46 м2 удобная планировка Фото (0+) Красивые квартиры удобная планировка".
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Представитель ООО "Норские резиденции" поддержал представленные ранее в материалы дела пояснения о том, что рассматриваемая реклама с указанием "Лучший застройщик" была размещена ИП <...> без согласования с ООО "Норские резиденции".
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО "Норские резиденции", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее- ФЗ "О рекламе") рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация содержит сведения о жилом комплексе "Норские резиденции", адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к рекламируемому жилому комплексу, формирование и поддержание интереса к нему, продвижение его на рынке. Кроме того, указанная информация размещена с пометкой "Реклама". Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции) не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.
Рассматриваемая реклама содержит утверждение "Лучший застройщик", которое создает впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта, осуществляющего строительство рекламируемого жилого комплекса, по сравнению с иными застройщиками, однако конкретные характеристики или параметры сравнения, имеющие объективное подтверждение, отсутствуют.
Таким образом, использование в рассматриваемой рекламе утверждения "Лучший застройщик" представляет собой некорректное сравнение хозяйствующего субъекта с другим хозяйствующим субъектами-конкурентами, что нарушает пункт 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, пункт 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" за нарушение пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
В силу части 8 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Пункт 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определяет рекламопроизводителя как лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рассматриваемая реклама была распространена с использованием инструментов "Google Реклама".
ООО "Гугл" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 16735 от 10.12.2018) сообщило, что заказчиком рассматриваемой рекламы является ООО "Норские резиденции", что подтверждается копиями актов сдачи-приемки услуг N 1694215018 от 30.06.2018, N 1744779245 от 31.07.2018, N 1798435799 от 31.08.2018, N 1859029785 от 30.09.2018, N 1918168287 от 31.10.2018, счет-фактур N А1692223997 от 07.06.2018, N А1693519531 от 18.06.2018, N 1694215018 от 30.06.2018, N А1745422797 от 20.07.2018, N 1744779245 от 31.07.2018, N А1798151681 от 23.08.2018, N 1798435799 от 31.08.2018, N А1858450911 от 24.09.2018, N 1859029785 от 30.09.2018, N А1906608373 от 03.10.2018, N 1918168287 от 31.10.2018, N А1924859865 от 01.11.2018, счетов N 1075162014 от 05.06.2018, N 1075181682 от 13.06.2018, N 1075251108 от 10.07.2018, N 1075301741 от 26.07.2018, N 1075315628 от 01.08.2018, N 1075366211 от 22.08.2018, N 1075438749 от 20.09.2018, N 1075559865 от 31.10.2018, N 1075637539 от 21.11.2018, платежных поручений N 688 от 06.06.2018, N 889 от 19.07.2018, N 1004 от 22.08.2018, N 1178 от 21.09.2018, N 24 от 02.10.2018, N 88 от 31.10.2018.
ООО "Норские резиденции" направило письменные пояснения (вх. N 466 от 21.01.2019) о том, что между ООО "Норские резиденции" и ИП <...> был заключен договор возмездного оказания маркетинговых услуг от 05.06.2018, в соответствии с которым ИП <...> осуществляла продвижение рекламных кампаний ООО "Норские резиденции", в частности посредством инструментов "Google Реклама". В силу подпункта 1 пункта 3.2 названного договора ИП <...> как исполнитель обязуется создавать проекты рекламных объявлений и согласовывать их с ООО "Норские резиденции". Рассматриваемая реклама была размещена ИП <...> за счет средств рекламного бюджета ООО "Норские резиденции", однако предусмотренное договором согласование макета рекламы с указанием утверждения "Лучший застройщик" не было осуществлено ИП <...> с ООО "Норские резиденции". Данная реклама была размещена ИП <...> самостоятельно.
ИП <...> представила письменные пояснения (вх. N 2121 от 12.03.2019) о том, что рассматриваемая реклама была размещена без согласования с ООО "Норские резиденции" по причине технической ошибки исполнителя.
На основании представленных в материалы дела документов и пояснений, Комиссия пришла к выводу о том, что ИП <...> осуществила приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, т.е в данном случае выступила рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы, нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о целесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Ответственность за нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с подпунктом "а" пункта 36, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Лучший застройщик | Ярославль. Норские | norskoe.ru Хорошие квартиры! Индивидуальное отопление. Теплые. Низкая коммуналка. Выбирай. Закрытая территория. [Кирпичные] [Закрытая территория] 27 разных планировок. [7 маршрутов транспорта] 1080 квартир сдано. улица Республиканская, 3 к. 6, Ярославль, Ярославская область Двушки от 46 м2 удобная планировка Фото (0+) Красивые квартиры удобная планировка", распространенную 07.11.2018 в сети "Интернет" при помощи сервиса "Google Реклама", поскольку в данном случае нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <...> (ИНН 760414786668) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме " " марта 2019 года. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________ Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии: ____________ С.Д. Солодяшкина
____________ Л.А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 марта 2019 г. N 04-01/91-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.03.2019