Я, временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, рассмотрев постановление прокуратуры Усть-Коксинского района от 15.02.2019 г. и материалы дела N 004/04/7.29-40/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, директора МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа",
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2) в отсутствии, с участием помощника прокурора г. Горно-Алтайска, служебное удостоверение ТО N197738.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В адрес УФАС по РА 11.03.2019 г. (вх. N 966) от директора МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в её отсутствии.
Прокуратурой Усть-Коксинского района в ходе проведения проверки в действиях заказчика МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" установлены нарушения требований ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 59, п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении договора подряда N 1 от 17.10.2018 г. с единственным подрядчиком ООО "Строительное управление-7" на выполнение работ по строительству "Детского сада на 60 мест по ул. Ключевая, 8А с. Усть-Кокса, Усть-Коксинский район, Республика Алтай".
Нарушения законодательства о контрактной системе выразились в следующем:
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями данной главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" 17.10.2018 г. без проведения процедуры торгов заключен договор подряда с ООО "Строительное управление-7", на выполнение работ по строительству "Детского сада на 60 мест по ул. Ключевая, 8А с. Усть-Кокса, Усть-Коксинский район, Республика Алтай", на сумму 35 877 331,20 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 N471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Согласно данному Перечню заказчик обязан проводить электронный аукцион, в случае закупки любых строительных работ (код 42 на выполнение строительных работ, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014). В ссылке "4" к Перечню указано, что исключением являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Объект закупки (выполнение работ по строительству "Детского сада на 60 мест по ул. Ключевая, 8А с. Усть-Кокса, Усть-Коксинский район, Республика Алтай") не входит в указанные исключения.
Таким образом, МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" при заключении вышеуказанного договора подряда на выполнение работ по строительству объекта: "Детского сада на 60 мест по ул. Ключевая, 8А с. Усть-Кокса, Усть-Коксинский район, Республика Алтай" необоснованно выбран способ определения подрядчика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как заказчик должен был провести данную закупку в форме электронного аукциона.
За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно приказу (распоряжение) управления образования и молодежной политики администрации МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай от 03.10.2017 г. N 65-л с 03.10.2017 г. по 03.10.2021 г. назначена на должность директора МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа".
Договор подряда на выполнение работ по строительству объекта: "Детского сада на 60 мест по ул. Ключевая, 8А с. Усть-Кокса, Усть-Коксинский район, Республика Алтай" 17.10.2018 г. с ООО "Строительное управление-7", подписан директором МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа".
Таким образом, в действиях должностного лица заказчика, директора МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" содержится состав нарушения ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела N 004/04/7.29-40/2019.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
11.03.2019 г. в адрес УФАС по РА представлены письменные пояснения (вх. N965) по делу, согласно которым директор МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" указывает, что договор подряда N 1 с ООО "Строительное управление-7" был заключен с целью создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (ясельных групп для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет), и без проведения электронного аукциона, в связи с тем, что разработка проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы заняло больше времени, чем было запланировано. Положительное заключение государственной экспертизы получено 28.09.2018 г., после чего необходимо не менее двух месяцев для вхождения в реестр типовой проектной документации, а также не менее двух месяцев для определения подрядчика, что введет к риску неисполнения учреждением обязательств по освоению средств.
Данные пояснения приняты во внимание, однако, они не исключают состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, так как заказчиком неправомерно проведена закупка у единственного подрядчика.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Заключение вышеуказанного контракта с единственным подрядчиком повлекло нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. Соблюдение требований Закона о контрактной системе является обязательным для заказчиков, и непроведение в данном случае конкурентной закупки является недопустимым, приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и к ограничению конкуренции, в связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что допущенное директором МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" административное правонарушение было выявлено впервые, считаю возможным применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.4, 4.1, 7.29; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1) Признать в действиях должностного лица заказчика, директора МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" состав нарушения части 2 статьи 7.29 КоАП РФ, выразившегося в принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, а именно заключение с ООО "Строительное управление-7" договора подряда на выполнение работ по строительству "Детского сада на 60 мест по ул. Ключевая, 8А с. Усть-Кокса, Усть-Коксинский район, Республика Алтай" от 17.10.2018 г. без проведения конкурентных процедур (электронного аукциона).
2) С учетом ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить должностному лицу заказчика, директору МБОУ "Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа" административное наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", приказу ФАС России от 21.11.2016 г. N 1642/16 "О наделении и порядке осуществления территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам:
ОКТМО 84640000,
ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай),
Банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск,
р/с 40101810500000010000,
Код платежа 161 1 16 33050 05 6000 140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд муниципальных районов".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 5-11-56.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Усть-Коксинский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 13 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.03.2019