Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2019 г.
Полный текст решения изготовлен 20.03.2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Сафронова О.А.- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Довлатов А.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 550/2018 от 26.11.2018 по признакам нарушения администрацией Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (352855, ул.Мира, д.73, пгт. Новомихайловский, Туапсинский район, Краснодарский край) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя - Г.К.А., в присутствии представителя администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района - Т.К.О. (доверенность),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение Г.К.А. на действия Новомихайловского городского поселения Туапсинского района как Организатора торгов по извещению N 281117/0142556/01 лот N 1, опубликованному на официальном сайте torgi.gov.ru 28.11.2017.
Комиссия по делу N16-Т/2018, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В соответствии c Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 27 сентября 2017 года дело N 2-1176/2 администрацией Новомихайловского городского поселения Туапсинского района опубликовано извещение N281117/0142556/01 на сайте www.torgi.gov.ru о наличии земельного участка, с кадастровым номером 23:33:0105001:1131, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Пляхо, мкр. Широкая Щель, д. 16 и в дальнейшем указанный земельного участок был предоставлен в аренду гр. Г.О.В. без проведения торгов (договор аренды земельного участка от 16 января 2018 года).
Г.К.А. было отказано в принятии заявления о намерении участвовать в аукционе согласно извещения N281117/0142556/01.
В соответствии с правилами статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России установила, что обжалуемые действия Администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района не подпадают под указанные в ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" основания.
Вместе с тем, в действиях администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района установлены признаки нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Установлено, что Г.К.А., ознакомившись с размещенным на сайте http://torgi.gov.ru/ извещением о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе, 2 декабря 2017 г. подал заявление о намерении приобрести земельный участок по извещению: 281117/0142556/01 Лот N 1.
Заявление было подано в электронном виде и подписано электронно-цифровой подписью.
Согласно отчета о доставке указанное заявление получено и прочитано администрацией Новомихайловского городского поселения 4 декабря 2017 г.
По истечении срока окончания приема заявок по извещению N 281117/0142556/01 лот N 1 на сайте http://torgi.gov.ru/ 12 января 2018 г. размещено решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 27 сентября 2017 года по делу N 2-1176/17г.
Согласно решению суда администрация предоставила Г.О.В. право на заключение договора аренды земельного участка через публикацию (без проведения торгов), который является предметом лота N 1 по извещению N 281117/0142556/01.
Суд признал право Г.О.В. и обязал администрацию предоставить данный земельный участок без проведения торгов, но через публикацию, то есть с соблюдением требований ст.39.18 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).
Между тем, согласно части 4 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации (устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности) граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно п.1. ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п.4. ст.39.18 ЗК РФ ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п.7. ст.39.18 ЗК РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, уполномоченный орган в данном случае обязан принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, что может привести к ограничению конкуренции.
В указанных действиях администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района установлены признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
В установленный срок указанное предупреждение не выполнено.
Согласно п.8 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Приказом врио руководителя Краснодарского УФАС России N 403 от 26.11.2018 возбуждено дело N 550/2018 по признакам нарушения администрацией Новомихайловского городского поселения Туапсинского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции.
Определением от 10.12.2018 рассмотрение дела назначено на 30.01.2019.
Определением от 30.01.2019 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела отложено на 05.03.2019.
При рассмотрении дела N550/2018 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что указанный земельный участок предоставлялся по решению суда физическому лицу Г.О.В. с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Под конкуренцией, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В данном случае предоставление земельного участка для индивидуальной застройки производится в личных интересах гражданина (физического лица) и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках.
Возможное проведение торгов по продаже права аренды земельных участков для ИЖС не подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, следовательно, не приводит к ограничению конкуренции.
При указанных обстоятельствах, в действиях администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района не установлено нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 47, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 550/2018 в связи с отсутствием факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых действиях администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.А. Сафронова
А.Н.Довлатов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 марта 2019 г. N 550/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2019