Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2019 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<_> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Г<_> - специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N08-ФАС22-Р/01-19, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения в газете "Третьяковский вестник" N49 (8015) от 8 декабря 2018 г. ненадлежащей рекламы медицинских услуг,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, рекламодателя - ООО Центр диагностический "Твоя Клиника" (ИНН 2224137608, ОГРН 1092224006984) в лице директора С<_>,
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, рекламораспространителя - МАУ Третьяковского района "Редакция газеты "Третьяковский вестник" (ИНН 2280001086, ОГРН 1022200730166) - уведомлен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛА:
Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения в газете "Третьяковский вестник" N49 (8015) от 8 декабря 2018 г. на странице 11 рекламы медицинских услуг следующего содержания: "ЦЕНТР ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ "ТВОЯ КЛИНИКА" 15 декабря 2018 г. с 9.00 в поликлинике с. Староалейского платный прием врачей г. Барнаула_ кабинеты: УЗИ, ФЭГДС, ЭКГ, Эхо-КГ, Забор анализов_лучшие краевые специалисты_" с признаками нарушения требований Федерального закона "О рекламе".
Договор, на основании которого размещалась реклама в газете "Третьяковский вестник", не был представлен ни рекламодателем, ни рекламораспространителем.
На заседании Комиссии рекламодатель пояснил, что договор был заключен давно, поэтому не сохранился. Газета готовила рекламный макет, и она должна следить за соблюдением законодательства о рекламе. Утвержденный макет также представить не может ввиду его отсутствия. Пояснить, как в рекламе возникло выражение "лучшие краевые специалисты", не может. С нарушением согласны.
Рекламораспростанитель на заседании отсутствовал, но предоставил письменные пояснения. Редакции известно, что в подобного рода объявлениях или рекламе необходима сопроводительная подпись, предупреждающая о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. К смягчающим обстоятельствам просит отнести то, что газета выпускается минимальным количеством человек (редактор, ответсекретарь и оператор набора и верстки). Нехватка кадров, жесткий график сдачи газеты в печать иногда сказывается на обрабатываемом и выпускаемом материале. С нарушением согласны.
Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав представителя ООО "Центр диагностический "Твоя клиника", пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как содержит в себе все признаки, закрепленные в статье 3 Федерального закона "О рекламе". Под объектом рекламирования понимается - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования является ООО "Центр диагностический "Твоя клиника" и оказываемые им медицинские услуги.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В распространяемой в печатных СМИ рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства).
ООО "Центр диагностический "Твоя клиника" осуществляет деятельность на основании лицензии ЛО-22-01-004573 от 26.05.2017 г.
Рекламируемые услуги "УЗИ", "ФЭГДС", "ЭКГ, Эхо-КГ", "Забор анализов" относятся к медицинским услугам в силу следующего.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 г. N804н к медицинским услугам относятся:
-УЗИ - Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное) (А04.16.001);
-ФЭГДС - Эзофагогастродуоденоскопия (А03.16.001);
-ЭКГ - Электрокардиография с физической нагрузкой (А12.10.001);
-Эхо-КГ - Эхокардиография (А04.10.002);
-Забор анализов - Артериально-стимулированный венозный забор крови (А06.12.012.001).
Таким образом, "УЗИ", "ФЭГДС", "ЭКГ, Эхо-КГ", "Забор анализов" являются медицинскими услугами, следовательно, рассматриваемая реклама должна сопровождаться предупреждением, предусмотренным ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Распространяемая реклама содержит предупреждение о противопоказаниях, однако данному предупреждению отведено менее 5% рекламной площади, что указывает на нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. В рекламе используется словосочетание "лучшие краевые специалисты".
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "самый вкусный", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе). В рекламе отсутствует критерий, по которому осуществляется сравнение.
В указанном рекламном макете используется словосочетание "лучшие краевые специалисты", что является нарушением п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", также в рекламе предупреждению о противопоказаниях и необходимости проконсультироваться со специалистами отведено менее 5% рекламного пространства, что является нарушением ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, рассматриваемая реклама, распространенная в газете "Третьяковский вестник" N49 (8015) от 8 декабря 2018 г. является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем является ООО "Центр диагностический "ТВОЯ КЛИНИКА" (лицензия N ЛО-22-01-002059 от 22.11.2013 г.).
Рекламораспространителем является МАУ Третьяковского района "Редакция газеты "Третьяковский вестник" (свидетельство ПИ N ТУ 22-00704).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения рекламодателем п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", рекламодателем и рекламораспространителем ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, распространенную в газете "Третьяковский вестник" N49 (8015) от 8 декабря 2018 г. на странице 11, ненадлежащей.
2. Признать рекламодателя - ООО Центр диагностический "Твоя Клиника" нарушившим требования п.1 ч.3 ст.5; ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
3. Признать рекламораспространителя - МАУ Третьяковского района "Редакция газеты "Третьяковский вестник" нарушившим требования ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
4. Вынести рекламодателю - ООО Центр диагностический "Твоя Клиника" и рекламораспространителю - МАУ Третьяковского района "Редакция газеты "Третьяковский вестник" предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К<_>
Члены Комиссии: Б<_>
Г<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12 марта 2019 г. N 08-ФАС22-Р/01-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.03.2019