Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2019 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
К <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;
Б<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 03-ФАС22-Р/01-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в сети Интернет рекламы о продаже трехкомнатной квартиры с признаками нарушения требований части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии заявителя - гр.РФ М<_> (предъявлен паспорт РФ),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - гр. РФ П<_> (предъявлен паспорт РФ),
в присутствии представителя заинтересованного лица ООО "Этажи-Сибири" - А<_> по доверенности от 10.01.2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
14 декабря 2018 года в Алтайское краевое УФАС России с заявлением о размещении на сайтах https://barnaul.n1/ru/, https://realty.yandex.ru, https://barnaul.etagi.com рекламы о продаже трехкомнатной квартиры по улице Новосибирская, д. 1А в городе Барнауле в отсутствии согласия на такое размещение обратился гр. М<_>.
Заявитель указал, что им в августе 2018 года была размещена информация о продаже квартиры на сайте www.avito.ru/barnaul, к объявлению были приобщены фотоизображения объекта недвижимости. После проведения ремонта в квартире 19.11.2018 г. был заключен агентский договор с ООО "Перспектива 24-Барнаул", по которому Общество обязалось за вознаграждение совершать юридические и иные действия от имени М<_>. Также на основании данного договора было составлено и размещено на сайте www.avito.ru/barnaul новое объявление о продаже квартиры и выставлены новые фотографии объекта недвижимости.
В декабре 2018 года заявитель, просматривая сайты о продаже недвижимости, обнаружил рекламу о продаже своей квартиры с фотоизображениями на сайтах https://barnaul.n1/ru/, https://realty.yandex.ru, https://barnaul.etagi.com под брендом "ЭТАЖИ", где в контактных данных был указан П<_> и номер телефона.
Считает, что размещение данного рекламного объявления без его согласия нарушает Федеральный закон "О рекламе".
Из представленных гр. П<_> пояснений следует, что им в ноябре 2018 года на сайте www.avito.ru было обнаружено объявление о продаже 3-комнатной квартиры площадью по улице Новосибирская, 1А в г.Барнауле, в вечернее время им был осуществлен звонок по номеру телефона указанному в объявлении с целью узнать о продаже и предложить свои услуги по размещению рекламы от имени агентства и в дальнейшем продажи данной квартиры. П<_> указал, что на звонок ответила Олеся (собственник квартиры). После переговоров она согласилась на размещение рекламы о продаже квартиры под брендом "ЭТАЖИ" с размещением фотоснимков объекта недвижимости и описанием с сайта www.avito.ru, но заключать соглашение о рекламе не стала, а пояснила, что если действительно П<_> будет проводить показы и приводить реальных покупателей, то она заключить договор и оплатить услуги. О том, что собственник заключил договор на оказание риэлтерских услуг с другим агентством, П<_> не знал.
На заседании Комиссии заявитель доводы, изложенные в заявлении, поддержал, на заявленных требованиях настаивал.
Гр. П<_> также поддержал позицию, изложенную ранее.
Представитель ООО "Этажи-Сибирь" А<_> пояснил, что компания "Этажи" размещает рекламу о продаже квартир только с согласия лиц - это обязательный критерий. С собственниками работа велась: П<_> общался с женой, с ее согласия он выставил объявление под брендом "Этажи"; ошибка в том, что данное согласие не было оформлено письменно.
Комиссия, заслушав доводы сторон, изучив документы и материалы, пришла к следующим выводам.
На сайтах https://barnaul.n1/ru/, https://realty.yandex.ru, https://barnaul.etagi.com под брендом "ЭТАЖИ" размещена информация о продаже 3-комнатной квартиры площадью 60,7м2 по улице Новосибирская, 1А в г.Барнауле по цене 1 930 000 рублей с фотоснимками жилого помещения; во всех случаях в контактных данных указан гр. П<_> тел. +7 <_>, +7 <_>.
На заседании Комиссии заявитель указал, что после проведенного им и ремонта и оформления договорных отношений с ООО "Перспектива 24-Барнаул" стоимость квартиры возросла с 1 930 000 рублей до 1 980 000 рублей; данная цена была им указана в новом объявлении о продаже, размещенном ООО "Перспектива 24-Барнаул".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под товаром настоящий Федеральный закон понимает продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц и направлена, в том числе и за счет использования бренда "ЭТАЖИ", на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования (3-комнатной квартире), что способствует продвижению его на рынке. Следовательно, в полной мере обладает всеми признаками рекламы.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, предоставленным М<_>, указанное жилое помещение находится в общей совместной собственности М<_> и Г<_>.
По информации, предоставленной ПАО "ВымпелКом", абонентские номера +7<_>, +7<_>, указанные в рекламе, выделены ООО "Этажи-Сибирь" на основании договора об оказании услуг связи Билайн от 19.09.2017 г.
ООО "Этажи-Сибирь" в соответствии с представленными документами и материалами осуществляет предпринимательскую деятельность по операциям с недвижимостью под брендом "ЭТАЖИ" на основании заключенного с ООО "Этажи" договора коммерческой концессии N 05-12-12, зарегистрированного Федеральной службой по интеллектуальной собственности 17.09.2013 г. По настоящему договору правообладатель (ООО "Этажи") за вознаграждение предоставляет пользователю (ООО "Этажи-Сибирь", ранее - ООО "Домашний Риэлтор") право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на использование товарных знаков (N 465344, N 330768) и программы для ЭВМ "Риэлтерская система" (государственный номер регистрации N 2011619661).
В соответствии с пунктом 9.1. договора пользователь получает право представлять третьим лицам сублицензии по настоящему договору с обязательным письменным разрешением правообладателя и с согласованием с ним текста сублицензионного договора до его подписания сторонами.
ООО "Этажи-Сибирь" заключен агентский договор N 97 от 10.09.2018 г. с гр.П<_>, в соответствии с которым агент обязуется за вознаграждение от имени и за счет агентства совершать юридические и иные действия, направленные на реализацию услуг агентства. Агент по поручению агентства оказывает услуги юридическим и физическим лицам по поиску объектов недвижимости для приобретения в собственность и услуги по поиску покупателей на объекты недвижимости, принадлежащие клиентам.
В процессе исполнения настоящего договора агент вправе размещать на визитных и персональных карточках, на бланках документов, в объявлениях и рекламе коммерческое обозначение агентства "ЭТАЖИ" (приложение N 1 к договору).
Материалами дела установлено, что гр. П<_>, являясь агентом ООО "Этажи-Сибирь" на основании агентского договора, самостоятельно по собственной инициативе в отсутствие надлежащим образом оформленных договорных отношений с заявителем разместил на сайтах https://barnaul.n1/ru/, https://realty.yandex.ru, https://barnaul.etagi.com информацию о продаже 3-комнатной квартиры площадью 60,7м2 по улице Новосибирская, 1А в г.Барнауле под брендом "ЭТАЖИ".
Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
В силу пункта 3 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно материалам заявления, у гр.П<_>, равно как и у самого агентства недвижимости "Этажи-Сибирь", отсутствовали надлежащим образом оформленные договорные отношения с собственниками объекта рекламирования, дающие ему право его рекламировать и осуществлять действия по поиску клиентов для последующей продажи. Следовательно, потребитель, желающий приобрести 3-комнатную квартиру площадью 60,7м2 по улице Новосибирская, 1А в г.Барнауле, стоимостью 1 930 000 рублей фактически не имел возможности приобрести квартиру в указанном в рекламе месте и у конкретного лица - АН "Этажи-Сибирь" и по заявленной в рекламе цене, что свидетельствует о признаках нарушения пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы о продаже объекта недвижимости является гр.П<_>.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу о продаже трехкомнатной квартиры площадью 60,7м2 по улице Новосибирская, 1А в г.Барнауле по цене 1 930 000 рублей, размещенную на сайтах https://barnaul.n1/ru/, https://realty.yandex.ru, https://barnaul.etagi.com, поскольку при ее размещении нарушены требования пунктов 3,4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать гр. РФ П<_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 февраля 2019 г. N 03-ФАС22-Р/01-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.02.2019