Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 07/05-АМЗ-2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_"
при отсутствии на заседании Комиссии заявителей:
- "_".;
- Следственного отдела по городу Новочебоксарск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике;
при присутствии на заседании Комиссии ответчиков:
Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики:
- "_"., по доверенности от 29.03.2019 N 145;
- "_", по доверенности от 29.03.2019 N 146,
Контрольно-счетного органа города Новочебоксарска Чувашской Республики:
- "_"., по доверенности от 29.03.2019,
при отсутствии на заседании Комиссии ответчиков:
- ООО "Копир-сервис";
- ИП Шакшина В.В.,
рассмотрев материалы дела N 07/05-АМЗ-2019, возбужденного в отношении Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики, Контрольно-счетного органа города Новочебоксарска Чувашской Республики, ООО "Копир-сервис" и ИП Шакшина В.В. по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
Член Комиссии "_" сообщила, что в Чувашское УФАС России поступило обращение "_" перенаправленное письмом следственного отдела по городу Новочебоксарск СУ СК РФ по Чувашской Республике от 18.02.2019 N 106пр-19:
- о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики по факту совершения неправомерных действий при заключении договоров на поставку оргтехники с ООО "Копир-Сервис" и ИП Шакшиным;
- о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Контрольно-счетного органа г. Новочебоксарск Чувашской Республики по факту совершения неправомерных действий при заключении договоров на приобретение оргтехники в 2016 г. договоров на поставку оргтехники с ООО "Копир-Сервис" и ИП Шакшиным.
По результатам рассмотрения возбуждено настоящее дело.
Представитель Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики "_" нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил следующее. Приобретение товаров Новочебоксарским городским Собранием депутатов в 2016 году осуществлялось в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 N 44-ФЗ. Каждая отдельная закупка осуществлялась на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, при этом годовой объем закупок не превысил в сумме два миллиона рублей.
НГСД, изучив предложения на рынке, 10 августа 2016 года заключило договор N 10 с ООО "Копир-сервис" на поставку компьютера в сборе на сумму "_",00 рублей в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств ("_"рублей), а также в соответствии с планом - графиком размещения заказов на 2016 год и бюджетной сметой. На момент заключения договора от 10.08.2016 г. закупать другую оргтехнику для нужд городского Собрания не планировалось и бюджетной сметой не предусматривалось.
Таким образом, поставка по договору N 10 от 10.08.2016 была единственной и не "дробилась" с другими поставками.
В связи с возникшей в ноябре 2016 года необходимостью по обеспечению представительного органа дополнительной оргтехникой, были приняты решения, направленные на увеличение бюджетных ассигнований на закупку компьютеров. Так, 10.11.2016 в план-график размещения заказов на 2016 год НГСД внесены соответствующие изменения. Затем, справкой - уведомлением от 29.11.2016 N 101 "Об изменении бюджетных ассигнований" Финансовым управлением администрации города Новочебоксарска до НГСД изменения бюджетных ассигнований по КБК 930 0103 Ч5Э0100200 242 310, увеличенных на сумму "_" тыс. рублей.
После изучения коммерческих предложений на рынке (прилагаются) и получения предварительной информации об увеличении бюджетных ассигнований на закупку оргтехники на сумму "_" тыс. рублей, НГСД 25.11.2016 года, в соответствии с планом-графиком от 10.11.2016 и бюджетной сметой на 2016 год, заключило в один день пять договоров. Договоры на поставку оргтехники заключены с ООО "Копир-сервис": N 12/1 на сумму "_" рублей; N 13 на сумму "_" рублей; N 14 на сумму "_" рублей; N 15 на сумму "_" рублей; N 16 на сумму "_" рублей. Оплата по договорам NN 12/1, 13, 14, 16 произведена 29.11.2016, по договору N 15 произведена 02.12.2016.
Применение конкурентных процедур с момента появления правового основания для начала проведения таких процедур, т.е. с 29.11.2016 было исключено в силу позднего доведения до заказчика лимитов.
Частью 7 статьи 17 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что закупка формируется муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с БК РФ.
Таким образом, закупка не могла быть спланирована, проведена и оплачена с применением конкурентных процедур до конца 2016 года при отсутствии лимитов бюджетных обязательств, которые были доведены до НГСД только 29 ноября 2016 года.
Вышеуказанное обстоятельство явилось существенным и непреодолимым препятствием для своевременного проведения конкурентных процедур. Поэтому заключение 25.11.2016 года пяти контрактов, связанных с возникшей необходимостью по обеспечению работы представительного органа, подтверждают разумность и обоснованность действий НГСД (см. Решение Краснодарского УФАС России от 19 декабря 2017 г. по делу N 147/2017).
В связи со сложившимися обстоятельствами, решение о закупке у единственного поставщика принято в виде исключения. Так, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 N Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях невозможности применения конкурентных способов определения поставщика для удовлетворения нужд заказчика. Исходя из представленных нами настоящих пояснений, подтвержденных документами, считаем, что именно такой случай в самом конце ноября 2016 года имел место быть.
Позиция ФАС России в части осуществления закупок у единственного поставщика разъяснена в письме от 25.04.2017 N РП/27902/17 и заключается в следующем. На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были ранее установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившим силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014.
При этом контрольный орган в сфере закупок при проведении контрольных мероприятий вправе проверить соблюдение заказчиком лимита объема закупок у единственного поставщика, установленного пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе"
Таким образом, считаем, что НГСД производило закупки в соответствии с законом и разъяснением ФАС России (письмо от 25.04.2017 N РП/27902/17), с учетом возникших в конце 2016 года обстоятельств и сложившейся практики антимонопольной службы (решение Краснодарского УФАС России от 19 декабря 2017 г. по делу N 47/2017).
Представитель Контрольно-счетного органа города Новочебоксарска Чувашской Республики "..." нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил следующее. В течение 2016 года Контрольно-счетным органом было заключено три договора на приобретение различных товаров:
- договор поставки товара от 10 августа 2016 г. N 100 с ООО "Копир-сервис" на сумму "_" руб. с учетом НДС, предметом которого является поставка компьютера в сборе и источника бесперебойного питания (в количестве и ассортименте, определенными в соответствии с заявкой покупателя);
- договор на поставку товаров от 10 октября 2016 г. N 102 с ИП Шакшиным В.В. на сумму "_" руб., предметом которого является поставка оргтехники (многофункциональных устройств и ноутбука);
- договор поставки товара от 10 октября 2016 г. N 103 с ООО "Копир-сервис" на сумму "_" руб. с учетом НДС, предметом которого является поставка компьютера в сборе (в количестве и ассортименте, определенными в соответствии с заявкой покупателя);
Договоры на приобретение перечисленных товаров у единственного поставщика заключены Контрольно-счетным органом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые осуществлены на основании указанного положения, не превышает два миллиона рублей.
Согласно плану-графику размещения заказов на 2016 год, размещенному в единой информационной системе в сфере закупок по состоянию на 10 августа 2016 г., Контрольно- -счетным органом планировались закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по КБК 930 0106 Ч4Э0100200 242 на общую сумму "_" тыс. рублей.
По состоянию на 10 августа 2016 г. в соответствии с бюджетной сметой на 2016 год по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" предусмотрены расходы в сумме "_" тыс. рублей, в том числе на приобретение флеш-накопителя (в количестве 6 шт.) на сумму "_" тыс. рублей, оргтехники на сумму "_" тыс. рублей и телефонного аппарата на сумму "_" тыс. рублей.
В этой связи 10 августа 2016 г. Контрольно-счетным органом в пределах лимитов бюджетных обязательств по КБК 930 0106 Ч4Э0100200 242 310 (96,3 тыс. рублей), в соответствии с планом-графиком размещения заказов на 2016 год и бюджетной сметой на 2016 год был заключен договор поставки товара от 10 августа 2016 г. N 100 с ООО "Копир-сервис" на поставку компьютера в сборе и источника бесперебойного питания на общую сумму "_" руб.
При этом осуществление иных закупок, включая компьютеры и оргтехнику, Контрольно- -счетным органом по состоянию на 1 сентября 2016 г. не планировалось и бюджетной сметой не предусматривалось.
Справкой-уведомлением от 29 сентября 2016 г. N 77 "Об изменении бюджетных ассигнований" (прилагается) Финансовым управлением администрации города Новочебоксарска, доведено до Контрольно-счетного органа об изменениях бюджетных ассигнований, в том числе об увеличении бюджетных ассигнований по КБК 930 0106 Ч4Э0100200 242 310 на сумму "_" тыс. рублей. В этой связи в план-график размещения заказов на 2016 год Контрольно--счетным органом были внесены соответствующие изменения.
В этой связи 10 октября 2016 г. Контрольно-счетным органом в пределах лимитов бюджетных обязательств по КБК 930 0106 Ч4Э0100200 242 310 ("_" тыс. рублей), в соответствии с уточненными планом-графиком размещения заказов на 2016 год и бюджетной сметой на 2016 год было заключено два договора: договор на поставку товаров N 102 с ИП Шакшиным В.В. на поставку оргтехники (два многофункциональных устройства и ноутбук) на общую сумму "_" рублей и договор поставки товара от 10 октября 2016 г. N 103 с ООО "Копир-сервис" на поставку двух компьютеров в сборе с программными обеспечениями на общую сумму "_" рублей.
В соответствии с письмами Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. N Д28и-3179, ФАС России от 25 апреля 2017 г. N РП/27902/17 и Минфина России от 17 декабря 2017 г. N 24-02-06/76580, заказчик вправе осуществить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе общим объемом либо до 2 миллионов рублей, либо до пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика (но не более пятидесяти миллионов рублей). При этом цена таких контрактов не может превышать 100 тысяч рублей.
При этом особо отмечается, что Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, услуг у одного и того же лица (которые были ранее установлены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившим силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 1 января 2014 г.).
Таким образом, контрольный орган в сфере закупок при проведении контрольных мероприятий вправе проверить соблюдение заказчиком лимита объема закупок у единственного поставщика, установленного пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Заключенные Контрольно-счетным органом договоры на поставку различных категорий товаров отвечают требованиям Закона о контрактной системе: соблюдены установленные лимиты объема закупок, все вышеупомянутые договоры имеют различный предмет, включая нетождественные качественные и количественные характеристики товаров.
Как следует из вышеприведенной информации закупка товара у единственного поставщика (ООО "Копир-сервис") по договору поставки товара от 10 августа 2016 г. N 100 (при утвержденных предельных лимитах бюджетных обязательств на 2016 г.) не связана с закупкой, произведенной позже по договору поставки товара от 10 октября 2016 г. N 103 в соответствии с уточненной бюджетной сметой, ввиду изменения утвержденных бюджетных ассигнований Контрольно-счетному органу.
При этом закупка товара у единственного поставщика (ИП Шакшин В.В.) по договору на поставку товаров от 10 октября 2016 г. N 102 является самостоятельной и не связана с указанными выше закупками. Так, закупленный по данному договору товар (два многофункциональных устройства и ноутбук) не имеет одинаковых характерных признаков с товаром в рамках вышеупомянутых закупок (компьютеры в сборе и источник бесперебойного питания), имеет различное функциональное и целевое назначение и не составляет с ними единое целое, следовательно, не могут быть взаимозаменяемыми.
Таким образом, произведенные закупки не являются искусственным дроблением закупки.
Из вышеизложенного следует, что Контрольно-счетным органом при заключении указанных сговоров в 2016 году не производилось никаких согласованных действий (соглашений), которые привели или могли привести недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Контрольно-счетный орган г. Новочебоксарска осуществил данные закупки в строгом соответствии с Законом о защите конкуренции и разъяснениями Минэкономразвития России (письмо от 20 октября 2015 г. N Д28и-3179), ФАС России (письмо от 25 апреля 2017 г. N РП/27902/17) и Минфина России (письмо от 17 декабря 2017 г. N 24-02-06/76580).
Обратил внимание на наличие единообразной практики антимонопольных органов по рассматриваемому вопросу, которая основывается на вышеназванных разъяснениях.
В частности, Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу, что положения Закона о контрактной системе не содержат ограничений на осуществление заказчиками на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг (решение ФАС России от 26 апреля 2017 г. по делу N П-33/17). Аналогичной позиции придерживаются различные УФАС России (к примеру, решение Карельского УФАС России N 04-36/02-2018, решение Краснодарского УФАС России от 19 декабря 2017 г. по делу N 147/2017).
Данная практика поддерживается и арбитражными судами.
Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отметил, что возможность осуществления закупки услуги (работы, товара) у единственного исполнителя без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, прямо предусмотрена нормами действующего законодательства без ограничения по количеству договоров с одним поставщиком (постановление от 31 января 2018 г. N Ф04-6141/2017 по делу N А75-7581/2017). Аналогичная позиция, что факт заключения нескольких контрактов на выполнение одноименных работ путем закупки у единственного поставщика не может свидетельствовать о нарушении Закона о контрактной системе, содержится в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2017 г. N Ф09-5841/17 по делу N А07-22456/2016.
Таким образом, в действиях Контрольно-счетного органа отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьями 42, 45, статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Рассмотрение дела N 07/05-АМЗ-2019 отложить.
2. Назначить дело N 01/05-АМЗ-2019 к рассмотрению на 25 апреля 2019 года в 09 часов 00 минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д.2).
3. Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики, Контрольно-счетному органу города Новочебоксарска Чувашской Республики, ООО "Копир-сервис" и ИП Шакшину В.В., в срок, не позднее 22 апреля 2019 года представить дополнительные пояснения относительно рассматриваемого вопроса со ссылками на имеющуюся судебную практику.
Примечания:
1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.
С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 62-25-88.
2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 5 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.04.2019