Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
-. - руководитель управления; - - начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы; - . - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы; |
рассмотрев дело N 08-39/2019 по жалобе ООО "Техкомплектурал" (вх. N 831-эл от 20.03.2019) на действия Заказчика - Областного автономного учреждения "Южное лесное хозяйство" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку вахтовых автобусов в количестве 2-х единиц (извещение N 31907620094),
- в отсутствии надлежаще извещенного заявителя - ООО "Техкомплектурал",
- в присутствии представителей Областного автономного учреждения "Южное лесное хозяйство"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Сахалинское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО "Техкомплектурал" (далее - Заявитель) (вх. N 831-эл от 20.03.2019) на действия Заказчика - Областного автономного учреждения "Южное лесное хозяйство" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку вахтовых автобусов в количестве 2-х единиц (извещение N 31907620094).
Заявитель в доводе жалобы указывает на то, что Заказчик неправомерно установил в Документации требования к предмету закупки ограничивающие конкуренцию.
Принятие решения по жалобе в порядке части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" откладывалось до 15 часов 00 минут 04.04.2019 года в связи с необходимостью получения дополнительных документов и пояснений.
Комиссия Управления, проанализировав имеющуюся информацию, изучив материалы дела N 08-39/2019, установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
11.03.2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Областное автономное учреждение "Южное лесное хозяйство" разместило извещение N 31907620094 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку вахтовых автобусов в количестве 2-х единиц.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Документацией о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку вахтовых автобусов в количестве 2 (двух) единиц (далее - Документация), утвержденная директором ОАУ "Южное лесное хозяйство" Д.Ю. Михайловым, а также Положением о закупке товаров, работ и услуг ОАУ "Южное лесное хозяйство" (далее - Положение), утвержденная решением наблюдательного совета ОАУ "Южное лесное хозяйство" от 29 декабря 2018 г.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик в техническом задании установил характеристики товара, указывающие на его поставку только единственным производителем - ПАО "КАМАЗ", а именно Вахтовый автобус НЕФАЗ-42111-м-410-01, в частности такие характеристики как:
Наименование показателя |
Диапазон показателя, ед. изм. |
Значение |
Двигатель |
- |
Cummins ISB 6.7 (или эквивалент) |
Рабочий объем двигателя |
не менее, л. |
6700 |
Нагрузка на задний мост |
не более, кг |
5550 |
Нагрузка на передний мост |
не более, кг |
5150 |
Масса без нагрузки |
не более, кг |
9100 |
Количество передач |
не более, шт. |
9 |
Топливные баки |
не менее, шт. |
2 |
Объем топливного бака |
не менее, л. |
210 |
Характеристики кабины автобуса |
- |
Со спальным местом |
Наличие и параметры ремней безопасности на всех сидениях |
(в наличии/отсутствует) |
В наличии, ремни 3-ех точечные |
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В своих возражениях Заказчик пояснил, что вахтовые автобусы являющиеся предметом закупочной процедуры выпускаются на территории Российской Федерации не только заводом-производителем ПАО "КАМАЗ", как указывает Заявитель, но и иными изготовителями, например производством вахтовых автобусов на базе шасси КАМАЗ занимается ООО Производственное объединение "Миасский завод специализированных автомобилей", также ЗАО "Уральский автомобильный завод", ООО "IVECO-AMT", ООО "ГИРД-Автофургон", ООО Автомеханический завод".
Также Заказчик пояснил, что для целей использования, условий эксплуатации вахтовых автобусов критичными являются такие параметры как рабочий объем двигателя при меньшей массе автобуса, что обеспечивает большую проходимость в условиях передвижения по бездорожью. Спальное место в автобусе необходимо, так как автобус надлежит использовать на работах по тушению лесных пожаров, база находится в г. Южно-Сахалинске, автобус выезжает к месту локализации лесного пожара, в том числе на север острова Сахалин, спальное место необходимо для обеспечения условий сна водителю, доставляющему пожарный экипаж к месту тушения лесного пожара. Работы по тушению лесных пожаров ведутся в круглосуточном режиме. Требования оснащения транспортного средства сидениями имеющими 3-х точечные ремни безопасности для заказчика имеет обязательных характер, обусловленный необходимостью обеспечения безопасности пассажиров вахтового автобуса.
Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России приняв во внимания возражения Заказчика и проанализировав Документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку вахтовых автобусов количестве 2 (двух) единиц, установила, что в Документации отсутствуют сведения об обоснованности необходимости использования вышеуказанных требований, установленных в техническом задании к закупке, в нарушение п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, а также тем самым нарушает требование нормы п.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ об информационной открытости закупки и признает довод жалобы обоснованным.
Также Заявитель в жалобе указывает на нарушения Заказчиком требований ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Комиссия УФАС по Сахалинской области изучив материалы дела и имеющуюся документацию не усматривает в действиях Заказчика нарушения действующего законодательства, а именно ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного, Комиссия управления, рассмотрев материалы дела N 08-39/2019, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Техкомплектурал" (вх. N 831-эл от 20.03.2019) на действия Заказчика - ОАУ "Южное лесное хозяйство" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку вахтовых автобусов количестве 2-х единиц (извещение N 31907620094) признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ОАУ "Южное лесное хозяйство" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушение требований нормы п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223- ФЗ, допущенное путем не включения в Документацию о закупке обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
3. Выдать Заказчику ОАУ "Южное лесное хозяйство" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 апреля 2019 г. N 08-39/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.04.2019