по результатам рассмотрения жалобы ООО "Бриз" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
05.03.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "Бриз" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18 на право заключения договора на выполнение работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (извещение N 31807342188) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Межотраслевая инвестиционная группа" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18 на право заключения договора на выполнение работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (извещение N 31807342188) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или конкурсной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
1. Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Конкурс) размещены в ЕИС - 21.12.2018;
2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 4 - 65 596 300,48 рублей.
3. Дата окончания подачи заявок - 15.01.2019;
4. Дата проведения Конкурса - 05.02.2019;
5. По лоту N 2 подано 4 заявки; по лоту N 3 подано 2 заявки.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком необоснованно перенесены сроки подведения итогов Конкурса.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком необоснованно перенесены сроки подведения итогов Конкурса.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 04.02.2019 N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18/2 участникам, допущенным к участию в конкурсе N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18 по лоту N 1, лоту N 4 предоставляется возможность участия в переторжке.
Согласно пункту 7 Приглашения к участию в переторжке, рассмотрение предложений для участия в переторжке осуществляется 25 февраля 2019 г. Подведение итогов открытого конкурса N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18 по лотам NN 1, 4 переносится на 26 февраля 2019 г.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что сроки подведения итогов Конкурса перенесены в соответствии с решением Заказчика о проведении переторжки.
В соответствии с пунктом 3.16 Документации переторжка является дополнительным этапом Конкурса и заключается в добровольном повышении предпочтительности заявок участников Конкурса путем снижения участниками Конкурса цены своих первоначально поданных заявок.
Согласно пункту 3.16.2 Документации предусмотрено, что переторжка проводится по решению Заказчика неограниченное количество раз в рамках одного Конкурса.
В соответствии с пунктом 12 извещения о проведении Конкурса 04.02.2019 состоялось рассмотрение конкурсных заявок, поступивших на участие в Конкурсе.
Кроме того, 04.02.2019 Заказчиком было отправлено приглашение участникам, допущенным к участию в Конкурсе о проведении переторжки с указанием сроков и порядка подачи предложений.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Решением Комиссии ФАС России от 17.01.2019 N 223-ФЗ-49/19 в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, пункта 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому Заказчик вправе запрашивать у участников закупки информацию;
2. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора из ограниченного списка банков;
3. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении сведений о цепочке конечных бенефициаров;
4. Заказчиком в проекте договора неправомерно установлено требование, согласно которому подрядчик не вправе привлекать к выполнению работ по настоящему Договору третьих лиц;
5. Заказчиком в Документации неправомерно установлен порядок оценки по критерию "Отрицательный опыт выполнения работ участником".
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Бриз" (ИНН: 9701077600, ОГРН: 1177746538309 б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18 на право заключения договора на выполнение работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (извещение N 31807342188) необоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 13,14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 17.01.2019 N 223-ФЗ-49/19, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 17.01.2019 N 223-ФЗ-49/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2019