по результатам рассмотрения жалоб ООО "ЭлектроСоюз" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
11.03.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "ЭлектроСоюз", б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого вправе быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства N 8871/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора на поставку оборудования электротехнического (извещение N 31807337026) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ЭлектроСоюз", (далее - Заявители) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого вправе быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства N 8871/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора на поставку оборудования электротехнического (извещение N 31807337026) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Аукцион) размещены в ЕИС - 20.12.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 11 415 871 рубль;
Дата окончания подачи заявок - 28.12.2018;
Дата проведения Аукциона - 15.01.2019;
Дата подведения итогов Аукциона - 22.01.2019.
На участие в Аукционе подано 5 заявок.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Часть 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 25.02.2019 N 8871/ОАЭ-РЖДС/18 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.8.3 Документации в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным пунктом 3.19.2 Документации и требованиям установленным техническим заданием (приложение N 1 Документации), а именно: в техническом предложении Заявителей по позиции N 48 указано точное номинальное напряжение питающей сети.
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно Приложению 5.2 Документации в графе "Характеристики предлагаемых товаров, работ, услуг" при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг участнику закупки необходимо перечислить характеристики в соответствии с требованиями технического задания Документации и указать их конкретные значения. При этом представитель Заказчика представил заявку Заявителя и сообщил, что заявка Заявителя отклонена, поскольку по позиции N 48 не указано точное номинальное напряжение питающей сети товара "Трансформатор сварочный ТДМ-401".
Комиссия ФАС России, изучив заявку Заявителя, представленную представителем Заказчика, установила, что Заявителями по товару "Трансформатор сварочный ТДМ-401" (позиция N 48) характеристики не указаны в диапазонном значении, а предложены следующим образом: "номинальное напряжение товара (В) 220 или 380".
Кроме того, Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России представлен официальный запрос заводу "Искра" от 20.02.2019 N ИСХ-1085/СПБ-ДМТО в целях уточнения технических характеристик по предлагаемой Заявителем позиции "Трансформатор ТДМ-401", в котором указано, что трансформатор выполняется только на одно напряжение - 380В либо на 220В, каждое значение из этих является неизменным на каждой единице трансформатора.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в ЕИС не размещен протокол рассмотрения заявок.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая отсутствие сведений, подтверждающих, что указанное нарушение повлекло нарушение прав и законных интересов третьих лиц на момент рассмотрения Жалобы, а также учитывая наличие указанного протокола на сайте ЭТП, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результат проведения Аукциона.
3. Решением Комиссии ФАС России от 28.01.2019 N 223-ФЗ-100/19 в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно:
Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому Заказчик вправе запрашивать у участников закупки информацию;
Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора из ограниченного списка банков;
Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении сведений о цепочке конечных бенефициаров;
Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования о наличии опыта на момент подачи заявок у участников закупки;
Заказчиком неправомерно установлено требование о заверении документов, представленных в составе заявки подписью и печатью.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "ЭлектроСоюз" (ИНН: 7807331363, ОГРН: 1089847009361) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого вправе быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства N 8871/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора на поставку оборудования электротехнического (извещение N 31807337026) необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 2, 9 части 10 статьи 4, часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В связи с тем, что нарушение, указанное в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, не повлияло на результат определения победителя, предписание об устранении нарушения Закона о закупках не выдавать.
В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, выдано на основании решения от 28.01.2019 N 223-ФЗ-100/19, предписание по настоящему делу об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать.
Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа по нарушению, указанному в мотивировочной части пункта 2 настоящего решения для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения переданы на основании решения от 28.01.2019 N 223-ФЗ-100/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.03.2019