Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПРОЦЕССИНГОВЫЙ ЦЕНТР ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА" (далее - ООО "ПЦПТ", Заявитель) на действия Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее - Заказчик, МП "ТПАТП N 3") при проведении конкурса в электронной форме на право оказания услуг по организации безналичной оплаты проезда и учета наличных денежных средств с использованием транспортной системы на территории городского округа Тольятти и Ставропольского района (извещение N 31907543755, http://zakupki.gov.ru, https://www.roseltorg.ru) (далее - Конкурс),
в присутствии представителей
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
14.03.2019 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ПЦПТ" на действия конкурсной комиссии Заказчика при проведении Конкурса.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлены Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы:
1)11.03.2019 г. конкурсной комиссией оформлен Протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 31907543755, в котором указано, что заявка ООО "ПЦПТ" не соответствует условиям конкурса и отклонена от участия в конкурсе. Заявитель полагает, что в протоколе не указана конкретная норма права и основание, которые являются причиной отказа в допуске к участию в конкурсе, а именно не указан конкретный пункт части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);
2) Положения конкурсной документации нарушают пункт 3 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках. Учитывая, что срок действия контракта составляет 6 лет, победитель конкурса должен получить оплату в размере суммы своего предложения (фиксированную в пункте 3.1 контракта сумму) в течение 6 лет. Между тем, пункт 3.6 проекта контракта нарушает вышеуказанные условия конкурса о цене, так как устанавливает иной способ определения размера оплаты за оказываемые заказчику услуги: вознаграждение оператора за оказываемые процессинговые услуги по настоящему контракту определяется пропорционально количеству зафиксированных транзакций о регистрации проезда в транспортной системе. Таким образом, по мнению Заявителя, критерий "цена контракта" не важен, так как, указав минимальную цену контракта, и в то же время, максимальный процент от транзакций, победитель конкурса может получить сумму, в разы превышающую цену контракта;
3)Заявитель отмечает, что Заказчиком не получено одобрение собственника имущества (Администрации г.о. Тольятти) об одобрении указанной в пунктах 3.7-3.10 проекта контракта методики определения размера вознаграждения оператора (то есть оплата до 5% от оборота предприятия), что предусмотрено Федеральным законом от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях".
Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении торгов, представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 15.03.2019 г. N 2437/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1.18.02.2019 г. Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещена действующая редакция извещения N 31907543755 о проведении конкурса в электронной форме на право оказания услуг по организации безналичной оплаты проезда и учета наличных денежных средств с использованием транспортной системы на территории городского округа Тольятти и Ставропольского района.
В соответствии с Извещением предметом конкурса в электронной форме является оказание услуг по организации безналичной оплаты проезда и учета наличных денежных средств с использованием транспортной системы на территории городского округа Тольятти и Ставропольского района.
Заказчиком выступило Муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что 06.02.2019 г. в ЕИС Заказчиком размещена действующая на момент размещения Извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг МП ТПАТП N 3 на 2019 год (далее - Положение).
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
2. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам такой закупки.
В соответствии с конкурсной документацией (подпункт 1) пункта 3.1., пункт 16 Информационной карты документации) к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования, а именно: соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Согласно пункту 7.1 Устава ООО "ПЦПТ" (Утвержден собранием Участников ООО "ПЦПТ" протокол N 1/2009 от 15.12.2009 г.) уставный капитал Общества распределен между участниками следующим образом: ООО "НК" - 49% доли уставного капитала; МП ТПАТПN3 - 26% доли уставного капитала и МП "ТТУ" - 25% доли уставного капитала.
Абрамов А.Ю. является директором МП ТПАТПN 3 (представителем заказчика), в соответствии с Уставом ООО "ПЦПТ" Абрамов А.Ю. одновременно является представителем учредителя ООО "ПЦПТ". Согласно протоколу Общего собрания участников ООО "ПЦПТ" от 30.08.2018 г. (одним из представителей которых является директор МП ТПАТПN 3 - Абрамов А.Ю.) директором ООО "ПЦПТ" избран (и его полномочия продлены) Ляпустин С.В.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки.
Правомерность данной позиции подтверждается материалами судебной практики, в частности, Обзором судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2016 г.), пунктом 4 которого определено, что если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов.
Таким образом, участник закупки ООО "ПЦПТ" не соответствует обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки и документацией о проведении конкурса, в связи с чем его заявка правомерно отклонена от участия в конкурсе на основании пункта 32 Информационной карты документации о закупке.
Согласно пункту 32 Информационной карты документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в электронной форме, если участник конкурса в электронной форме, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса в электронной форме, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Довод Заявителя о том, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе не указана конкретная норма права и конкретное основание отклонения его заявки не обоснован, поскольку в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе указано обоснование отклонения заявки на участие в конкурсе заявителя - часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заявитель указывает, что положения конкурсной документации заказчика нарушают пункт 3 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Закон о закупках наделяет заказчика правом по закреплению порядка оценки и установления условий конкурса в соответствии с принципами равноправия и справедливости по отношению к участникам закупки.
Учитывая срок действия контракта - 6 лет (пункт 1.5 Технического задания), заказчиком в конкурсной документации установлен порядок оплаты услуг победителя конкурса в течение каждого отчетного периода (месяца). Пункты 3.7 - 3.10 проекта контракта определяют размер вознаграждения победителя конкурса в зависимости от объема оказанной услуги им услуги в соответствии с принципами, изложенными в пункте 3 части 1 статьи 6 Закона о закупках.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком не получено одобрение собственника имущества об одобрении указанной в п.3.7 - 3.10 проекта контракта методики определения размера вознаграждения оператора на основании федерального закона от 14.11.2002 г. N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" является необоснованным в силу того, что Положение о закупке заказчика также не содержит нормы о необходимости одобрения собственником имущества вышеуказанной методики.
Заказчиком, в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "Положением о порядке согласования сделок, совершаемых муниципальным предприятием городского округа Тольятти", утверждённым постановлением мэрии городского округа Тольятти N1083-п/1 от 05.04.2012 г., Уставом предприятия, на основании распоряжения первого заместителя главы городского округа Тольятти N 3578-р/2 от 24.01.2019 г., получено согласие на совершение указанной крупной сделки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПРОЦЕССИНГОВЫЙ ЦЕНТР ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 апреля 2019 г. N 88-9892-19/7
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.04.2019