Дата изготовления решения: 29 марта 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>,
в присутствии представителей ООО "ЭЛИЗ" (далее - Общество): <_>,
в отсутствие представителей ФГКУ комбинат "Искатель" Росрезерва (далее - Заявитель, Заказчик) (информация о месте, дате и времени рассмотрения обращения были направлены указанным лицам),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 15.03.2019 от ФГКУ комбинат "Искатель" Росрезерва поступили материалы, свидетельствующие о признании ООО "ЭЛИЗ" (ИНН: 7603062585; 150051, Ярославская область, г. Ярославль, проспект машиностроителей, д. 26, кв. 36) уклонившимся от заключения контракта на испытание электрооборудования (электронный аукцион 0333100000219000003) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Ивановским УФАС России на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N1062 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)" было решено провести проверку факта уклонения Общества от заключения контракта.
Рассмотрев представленные Заявителем, Обществом документы, заслушав представителей ООО "ЭЛИЗ", участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, было установлено следующее.
06.02.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение 0333100000219000003 о проведении электронного аукциона на испытание электрооборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта - 46 400 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.02.2019 на участие в электронном аукционе подано 6 заявок, все участники закупки допущены до участия в электронном аукционе;
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 18.02.2019 предложения о цене контракта поступили от 4 участников закупки:
- идентификационный номер заявки 6 (ИП Благин Д.И.) - 20 184 руб.;
- идентификационный номер заявки 5 (ООО "АДМ ЦЕНТР") - 20 648 руб.;
- идентификационный номер заявки 2 (ООО "ЭЛИЗ") - 19 952 руб.;
- идентификационный номер заявки 1 (ООО "ЯРТЭС ИНЖИНИРИНГ") - 42 224 руб.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.02.2019 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям документации о закупке. Указанный протокол был размещен на официальном сайте 21.02.2019.
Согласно ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Таким образом, победителем электронного аукциона было признано ООО "ЭЛИЗ", предложившее цену контракта 19 952 руб. (цена снижена более чем на 50 процентов).
Ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Как следует из представленных документов, а также информации, размещенной на официальном сайте, 25.02.2019 ФГКУ комбинат "Искатель" Росрезерва своевременно была исполнена обязанность по размещению проекта контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
На основании ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Обществом 25.02.2019 был размещен протокол разногласий, в котором было указано следующее: "Просьба поправить: 1. п. 2.1 - цена контракта без НДС, в связи с применением УСН. 2. п. 2.5 - исполнитель вносит денежные средства в размере 2 320 (Две тысячи триста двадцать) рублей (добросовестность)".
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
25.02.2019 Заказчиком был размещен доработанный проект контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Как было установлено, Обществом в срок до 28.02.2019 23:59 не был размещен проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя.
В силу ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 ст. 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В связи с вышеуказанным, 11.03.2019 ФГКУ комбинат "Искатель" Росрезерва ООО "ЭЛИЗ" было признано уклонившимся от заключения контракта. 12.03.2019 на официальном сайте Заказчик разместил протокол о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п. 1 - 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
На основании указанной нормы, ФГКУ комбинат "Искатель" Росрезерва направило в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
28.03.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили пояснения Общества по факту уклонения от заключения указанного контракта. Согласно указанным пояснениям, а также пояснениям представителей Общества, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, максимально возможная дата для подписания контракта Обществом - 28.02.2019. Вместе с тем, в период с 08 час. 00 мин. 27.02.2019 - 28.02.2019 ООО "ЭЛИЗ" предпринимало попытки подписать контракт усиленной электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП) уполномоченного лица. Однако при подключении официального интернет-ресурса электронной площадки с целью подписания проекта контракта программа указывала на наличие ошибки, связанной с невозможностью обеспечения доступа с использованием ЭЦП. В связи с этим подписание проекта контракта Обществом не представлялось возможным.
28.02.2019 Обществом был приглашен специалист по программному обеспечению с целью установления причин наличия указанной ошибки. В ходе проведения проверки указанный специалист пришел к выводу об отсутствии ошибок, связанных с использованием ЭЦП, и о возможном наличии технического сбоя в программном комплексе единой информационной системы, либо электронной площадки, либо интернет-портала Госуслуг.
28.02.2019 до 23 час. 59 мин. представитель Общества предпринимал попытки для заключения контракта. Однако в результате наличия технической ошибки подписание не представилось возможным.
01.03.2019 в адрес Заказчика было направлено письмо с указанием причин неподписания контракта со стороны ООО "ЭЛИЗ" и нацеленности в его подписании и готовности к выполнению предусмотренных электронным аукционом работ.
Помимо этого, в период с 27.02.2019 по 06.03.2019 Общество посредством телефонной связи предпринимало попытки установить причину невозможности подписания контракта и возможности устранения технических неполадок с оператором электронной площадки и единой информационной системы. Однако конкретной информации о причинах технической ошибки и ее устранении не было представлено.
ООО "ЭЛИЗ" не имело намерений уклониться от заключения контракта. Его исполнение, с учетом стоимости услуг, незначительной удаленности Заказчика, наличия необходимой разрешительной документации, материальных ресурсов и технической возможности для его исполнения, было экономически выгодно и целесообразно для Общества. Отсутствие нацеленности на уклонение от подписания контракта подтверждается, в числе прочего, взаимодействием с Заказчиком после истечения срока для подписания контракта.
В свою очередь, незаключение контракта в установленные сроки со стороны ООО "ЭЛИЗ" было обусловлено объективными обстоятельствами, а именно техническими неполадками при подписании контракта с использованием ЭЦП.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестности. Рассматриваемая ситуация носит исключительный и единичный характер.
Включением сведений в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ЭЛИЗ" будет причинен значительный материальный ущерб, в связи с тем, что Общество будет лишено возможности участвовать в торгах для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а это является основной деятельностью Общества. Общество успешно выполняет подобные работы для различных заказчиков, что подтверждается заключенными контрактами, информация о которых содержится на официальном сайте. Со стороны заказчиков каких-либо нареканий и претензий в адрес ООО "ЭЛИЗ" по результату исполнения предыдущих контрактов не поступало, что доказывает компетенцию и профессионализм по выполнению подобного рода контрактов, а также характеризует Общество, как надежного партнера, и дополнительно подтверждает нецелесообразность включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Анализ вышеприведенного положения Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения победителем тех или иных нормативных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что включение сведений об ООО "ЭЛИЗ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ФГКУ комбинат "Искатель" Росрезерва, в отношении ООО "ЭЛИЗ" (ИНН: 7603062585; 150051, Ярославская область, г. Ярославль, проспект машиностроителей, д. 26, кв. 36), учредителей Общества - Белоброва Станислава Вадимовича, Заварина Алексея Сергеевича, директора Общества - Заварина Алексея Сергеевича, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 28 марта 2019 г. N 07-02/2019-028
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.03.2019