Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Д. Ю. Чушкин - руководитель управления;
члены Комиссии: О. Г. Козинина - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. М. Федирчук - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 036/05/5-44/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (394018, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 8, офис 1, ОГРН 1153668015742) (далее - ООО "Центральный рынок") требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя СПОК "СРКР "Центральный" <_> (далее - <_>), <_> СПОК "СРКР "Центральный" <_> (далее - <_>);
в отсутствие - ООО "Центральный рынок" (уведомлено надлежащим образом),
У С Т А Н О В И Л А:
Воронежским УФАС России в ходе мониторинга рекламы 04 декабря 2018 года выявлен факт распространения следующей информации: "ТОРГОВЛЯ РОССИИ 2018 "Лучший розничный рынок России 2018" конкурс "Торговля России 2018" (далее - рассматриваемая информация), размещенной над входной группой торгового центра "Центральный рынок" (сторона ул. Пушкинская), расположенного по адресу г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 8, о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Н. М. Федирчуком составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация расположена на фасаде торгового здания, обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является торговый центр "Центральный рынок" (г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 8).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N58 о некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 часть 3 статья 5 ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использовано слово "ЛУЧШИЙ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение, таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что возможным рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Центральный рынок", так как оно осуществляет деятельность в границах указанного по данному адресу объекта.
Вместе с тем, рассматриваемая реклама распространяется, в том числе в интересах ООО "Центральный рынок".
Учитывая изложенное, действия ООО "Центральный рынок", связанные с распространением рассматриваемой рекламы, имеют признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 "О рекламе".
Определением от 25 января 2019 года N 036/05/5-44/2019 в отношении ООО "Центральный рынок" возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело назначено к рассмотрению на 10:00 (мск) 19 февраля 2019 года по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21.
ООО "Центральный рынок" в своем письменном ответе (вх. N 01-11/279 от 11.02.2019 года) на Определение от 25 января 2019 года N 036/05/5-44/2019 указало, что якобы не является рекламодателем, рекламораспространителем указанной в Определении от 25 января 2019 года N 036/05/5-44/2019 рекламы.
19 февраля 2019 года на заседание Комиссии ООО "Центральный рынок" не явилось (уведомлено надлежащим образом).
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется, в том числе в интересах сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Сельскохозяйственный региональный кооперативный рынок "Центральный" (394018, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 8, ОГРН 1143668020055) (далее - СПОК "СРКР "Центральный"), так как он осуществляет деятельность в границах объекта рекламирования.
Учитывая изложенное, предполагаемым рекламодателем спорной рекламы является, в том числе СПОК "СРКР "Центральный" (ОГРН 1143668020055).
В связи с неявкой ООО "Центральный рынок" на рассмотрение дела, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле СПОК "СРКР "Центральный" (ОГРН 1143668020055) в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, Комиссия отложила рассмотрение настоящего дела на 10:00 (мск) 18 марта 2019 года.
Определением о продлении срока рассмотрения дела N 036/05/5-44/2019 рассмотрение дела продлено до 25 апреля 2019 года.
11 марта 2019 года от СПОК "СРКР "Центральный" поступили письменные объяснения (вх. N 01-11/513), согласно которым термин "лучший" используется в рассматриваемой рекламе на основании итогов конкурса "Торговля России 2018" (организатор - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации), в котором СПОК "СРКР "Центральный" победил в номинации "Лучший розничный рынок", что подтверждается дипломом победителя.
18 марта 2019 года на заседание Комиссии <_> СПОК "СРКР "Центральный" <_> и представитель СПОК "СРКР "Центральный" <_> подтвердили позицию, изложенную в письменном объяснении устно.
Согласно подпункту "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел (Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508) (далее по тексту - Правила) производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссией установлено, что сравнительная характеристика в словосочетании "Лучший розничный рынок России 2018" произведена с указанием конкретного критерия (конкурс "Торговля России 2018", по итогам которого СПОК "СРКР "Центральный" стал одним из победителей в номинации "Лучший розничный рынок"), что имеет объективное подтверждение (диплом победителя).
Таким образом, в действиях ООО "Центральный рынок" и СПОК "СРКР "Центральный" отсутствуют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
Изучив имеющиеся доказательства, ознакомившись с предоставленными объяснениями, позицией лиц, участвующих в рассмотрении дела, и иными материалами дела, Комиссия считает, что производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", подпунктом "е" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
1. Производство по делу N 036/05/5-44/2019 прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО "Центральный рынок" и СПОК "СРКР "Центральный" нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Определение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии: Д. Ю. Чушкин
Члены Комиссии: О. Г. Козинина
Н. М. Федирчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 18 марта 2019 г. N 036/05/5-44/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.03.2019