Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
Заказчика: Бросалиной Е.Г. (доверенность от 25.03.2019);
Уполномоченного органа: Паршиной К.И. (доверенность от 15.10.2018 N 37-Д);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
18 марта 2019 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Архангельская областная клиническая больница" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата Йопромид (извещение N 0124200000619000540).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 22.03.2019 N 329.
Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 22.03.2019 N 314-05-241.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
27.02.2019 Уполномоченный орган на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000619000540 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата Йопромид (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 589 938 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчик в документации об аукционе установил дополнительные характеристики к лекарственному препарату, не позволяющие предложить к поставке эквивалент, а именно: Препарат выделяется почками через 12 часов не менее** 93% от введенной дозы.1 Отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом.2, что может привести к ограничению конкуренции.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Постановлением Правительства от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленным (далее - Особенности описания лекарственных препаратов).
Согласно пункту 5 Особенностей описания лекарственных препаратов, при описании объекта закупки не допускается указывать, в том числе:
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата".
Согласно пункту 6 Особенностей описания лекарственных препаратов, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из системного толкования приведенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Описание объекта закупки, наименование и количество закупаемого товара дано в таблице части 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе. По товару "Йопромид" (МНН) раствор для инъекций с дозировкой 300 мг йода/мл по 100* и 500* мл; 370 мг йода/мл по 30* и 50* мл установлены, в том числе следующие характеристики товара: "_Препарат выделяется почками через 12 часов не менее **93% от введенной дозы.1 Отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом.2".
Заказчиком под таблицей части 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе, сформировано следующее примечание:
"*ГБУЗ АО "АОКБ" использует данный объём лекарственного препарата для достижения необходимого терапевтического эффекта.
Использование учреждением препарата других объёмов ведёт к неэффективному расходованию лекарственного препарата.
**В первой части заявки допускается использование слов "не менее".
1Данное требование обусловлено необходимостью снижения рисков побочных явлений.
2Данное требование предъявлено в связи с наличием поступающих на лечение пациентов, в том числе пожилого возраста; пациентов, страдающих алкоголизмом (или имеющимися ситуациями с недостоверным анамнезом в отношении алкоголизма) пациентов, имеющих в анамнезе аутоиммунные заболевания".
В заседании Комиссии Архангельского УФАС представитель Заказчика пояснила, что лекарственное средство Йопромид является рентгеноконтрастным диагностическим средством. Отсутствие ограничений для групп пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом позволяет использовать рентгеноконтрастное средство для оказания высокотехнологичной медицинской помощи при поступлении пациента в ЛПУ без необходимости проведения дополнительной диагностики с целью снижения риска побочных реакций для отдельных групп пациентов в зависимости от анамнеза. Все контрастные вещества имеют прямое токсичное влияние на клетки почек, поэтому фармакокинетика препарата влияет на безопасность пациента, увеличение времени полувыведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения осложнений (нефропатии). Следовательно, чем быстрее выводится препарат через почки, тем более безопасной является диагностика. Наличие универсального диагностического средства, не имеющего ограничений для отдельных групп пациентов в зависимости от возраста и анамнеза, позволяет оказывать своевременно высокотехнологичную медицинскую помощь пациентам.
Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что с учетом формулировки подпункта а) пункта 6 Особенностей, вышеуказанное примечание к указанным в составе описания объекта закупки элементам фармакокинетики может быть признано в качестве обоснования необходимости указания дополнительных характеристик товара.
Вместе с тем, при анализе материалов дела Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на официальном сайте https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx, содержатся сведения о двух лекарственных препаратах с формой выпуска - раствор для инъекций с дозировкой 370 мг йода/мл по 100 мл, а именно: Йопромид ТР (производства ООО "МОСФАРМ", Россия) и Ультравист (производства Байер АГ, Германия). На данном сайте также размещены инструкции по применению указанных лекарственных препаратов, согласно которым лекарственные препараты "Йопромид ТР" и "Ультравист" соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.
Следовательно, документация об электронном аукционе не противоречит положениям ФЗ "О контрактной системе", в том числе не приводит к ограничению количества участников закупки.
Кроме того Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что лекарственный препарат находится в свободном обращении на российском фармацевтическом рынке, и электронный аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство, в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Объективные причины невозможности приобретения препарата с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" необоснованной.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Н.В. Вознесенская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 18 марта 2019 г. N 47оз-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.03.2019