Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2019 г. г.Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<...> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<...>- начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<...>- главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N20-ФАС22-Р/02-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по адресу: Петропавловский район, с. Петропавловское, ул. Ленина, д.40 г, рекламы медицинских услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя ООО "ВИТА-ПЛЮС" (уведомлено надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508 (далее-Правила рассмотрения антимонопольным органом дел), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламодатель и рекламораспространитель - ООО "ВИТА-ПЛЮС" на рассмотрение дела не явилось (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа ходатайств от Общества о рассмотрении дела в отсутствие представителя не поступало.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО "ВИТА-ПЛЮС".
19.03.2019 Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
15 октября 2019 г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения по адресу: с. Петропавловское, ул. Ленина, д.40 г, наружной рекламы следующего содержания: "Верни себе идеальное зрение ОПТИКА КАБИНЕТ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ Лечение офтальмологических заболеваний. Подбор очков, контактных линз. Гирудотерапия (лечение пиявками). 8-961-978-60-88; 8-913-021-88-46", в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
21 февраля 2019 г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу N18-ФАС22-Р/02-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "ВИТА-ПЛЮС".
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к кабинету диагностики и коррекции зрения, а также услугам лечение офтальмологических заболеваний; подбор очков и контактных лиц), которые оказывает данный кабинет, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии с ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе: "_ОПТИКА КАБИНЕТ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ Лечение офтальмологических заболеваний. Подбор очков, контактных линз. Гирудотерапия (лечение пиявками)_", отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получение консультации специалистов.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", к медицинским услугам относятся:
- комплекс исследований для диагностики нарушения зрения (B03.029.001);
- подбор ортокератологических линз (A23.26.002.001);
- подбор очковой коррекции зрения (A23.26.001);
- подбор контактной коррекции зрения (A23.26.002);
- постановка пиявок (A14.05.001) и т.п.
Учитывая изложенное, услуги подбора очков, контактных линз, гирудотерапия (постановка пиявок) относятся к медицинским услугам.
Рассматриваемая реклама не содержит предусмотренного Федеральным законом "О рекламе" предупреждения о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на нарушение требований ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
На определение о возбуждении дела N18-ФАС22-Р/02-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе генеральный директор ООО "ВИТА-ПЛЮС" .Г<...> пояснил (вхд. N193423 от 15.03.2019 г.), что истребуемые договоры, заявки, платежные поручения, иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение вышеуказанной рекламной информации, отсутствуют, так как изготовление рекламной информации осуществлялось более четырех лет назад. Договор на изготовление рекламы был заключен с рекламных агентством "Спектр" (фактический адрес: г.Бийск, ул. Октябрьская, д.21). Кабинет диагностики и коррекции зрения, расположенный по адресу: с. Петропавловское, ул. Ленина, д.40, с 18.06.2018 г. не работает.
Согласно п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Из пояснений генерального директора ООО "ВИТА-ПЛЮС" (вхд. N193423 от 15.03.2019 г.) антимонопольным органом установлено, что рекламируемые услуги Кабинетом диагностики и коррекции зрения не оказываются, в связи с чем рассматриваемая реклама содержит недостоверную информацию о возможности получения рекламируемых услуг, что нарушает требования п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, ответственность за нарушение требования п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
По информации, представленной администрацией Петропавловского района Алтайского края (вхд. N1813223 от 01.11.2018 г.), рассматриваемая рекламная конструкция принадлежит ООО "ВИТА-ПЛЮС" (ИНН 2264012926, 659660, Алтайский край, Петропавловский район, с. Петропавловское, ул. Ленина, д.40 г).
Таким образом, установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "ВИТА-ПЛЮС" (ИНН 2264012926).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО "ВИТА-ПЛЮС" ч.7 ст.24 и п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", что выражается в размещении ненадлежащей рекламы медицинских услуг.
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рассматриваемую наружную рекламу медицинских услуг: "Верни себе идеальное зрение ОПТИКА КАБИНЕТ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ Лечение офтальмологических заболеваний. Подбор очков, контактных линз. Гирудотерапия (лечение пиявками). 8-961-978-60-88; 8-913-021-88-46", размещенную и распространенную по адресу: Петропавловский район, с. Петропавловское, ул. Ленина, д.40 г, ненадлежащей.
2. Признать ООО "ВИТА-ПЛЮС" нарушившим требования ч.7 ст.24 и п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ООО "ВИТА-ПЛЮС" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К<...>
Члены Комиссии: Б<...>
К<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 марта 2019 г. N 20-ФАС22-Р/02-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.03.2019