Резолютивная часть решения оглашена "18" марта 2019 года
В полном объеме решение изготовлено "20" марта 2019 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - <...>, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <...> - начальник отдела естественных монополий, <...>, главный специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы, (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 139-10-18 по признакам нарушения ООО "Арктур" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по факту нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-98 на территории г. Норильска в мае, июле, августе 2018 года, в отсутствии на заседании представителя ООО "Арктур", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России из ФАС России поступили обращения Брянцева В.В., Путинцева Г.А. с жалобой на рост розничных цен на нефтепродукты в г. Норильске. В рамках рассмотрения указанных обращений установлено следующее.
Действующим законодательством в области государственного регулирования цен, а именно - Конституцией Российской Федерацией, Гражданским Кодексом Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства России от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-п "О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае", приказом Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 22.05.2017 N 06-14н "Об установлении предельных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов" установлен определенный порядок ценообразования на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, согласно которому организации, осуществляющие оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, обязаны формировать (осуществлять ценообразование в организации) и применять цены на нефтепродукты таким образом, чтобы обеспечить реализацию нефтепродуктов с применением снабженческо-сбытовой и торговой надбавки в размере, не превышающем предельного размера, установленного приказом от 22.05.2017 N 06-14н.
Приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 N 06-14н "Об установлении предельных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов" (далее - Приказ от 22.05.2017 N 06-14н) утверждены предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории г. Норильска: 6088,40 руб./т с НДС (снабженческо-сбытовая без учета транспортных расходов), 15540,71 руб./т. с НДС (снабженческо-сбытовая с учетом транспортных расходов), 981,60 руб./т. с НДС (торговая без учета транспортных расходов), 9231,00 руб./т. с НДС (транспортная с учетом транспортных расходов). Размер предельной снабженческо-сбытовой и торговой надбавки включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов.
Из вышеизложенного хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов на территории г. Норильска обязаны формировать (осуществлять ценообразование в организации) и применять цены на нефтепродукты таким образом, чтобы обеспечить реализацию нефтепродуктов с применением снабженческо-сбытовой и торговой надбавки в размере, не превышающем предельного размера, установленного Приказом от 22.05.2017 N 06-14н, а уровень рентабельности - не более 10% к издержкам обращения.
ООО "Арктур" реализовало бензин автомобильный марки АИ-98 через АЗС на территории г. Норильска с применением снабженческо-сбытовой и торговой надбавок с учетом транспортных расходов в мае 2018 года в размере 14354,56 руб./т. с НДС, в июле 2018 года - 21309,81 руб./т. с НДС, в августе 2018 года - 15702,90-23356,18 руб./т. с НДС, что не превысило предельный размер установленных надбавок (24771,71 руб./т. с НДС), но обеспечило обществу рентабельность продаж в размере 11,6% в мае 2018 года, 19% в июле 2018 года, 14,6% в августе 2018 года.
Согласно данным, представленным ООО "Арктур" в рамках рассмотрения заявления, рентабельность общества по розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 за май, июль, август 2018 года превысила предельный уровень рентабельности в размере 10% к издержкам обращения, установленный Приказом от 22.05.2017 N 06-14н.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО "Арктур" занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска.
В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Нарушение ООО "Арктур" установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска ущемляет интересы неопределенного круга потребителей, поскольку последним приходится приобретать топливо по завышенной цене.
На основании приказа Красноярского УФАС России от 29.11.2018 N 318 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело N 139-10-18 по признакам нарушения ООО "Арктур" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках рассмотрения дела было установлено следующее.
ООО "Арктур" осуществляло в 2018 году на территории г. Норильска розничную реализацию бензина автомобильного марки АИ-92, АИ-95, АИ-98.
Согласно аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска за 2018 год доля ООО "Арктур" на указанном рынке превышает 50%, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО "Арктур" занимает доминирующее положение на указанном рынке, следовательно, относится к субъектам, обязанным соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
В отношении цен на нефтепродукты, реализуемые на территории г. Норильска, осуществляется государственное регулирование в формировании установленных Приказом от 22.05.2017 N 06-14н предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты.
Приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 N 06-14н "Об установлении предельных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов" (далее - Приказ от 22.05.2017 N 06-14н) утверждены предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории г. Норильска: 6088,40 руб./т с НДС (снабженческо-сбытовая без учета транспортных расходов), 15540,71 руб./т. с НДС (снабженческо-сбытовая с учетом транспортных расходов), 981,60 руб./т. с НДС (торговая без учета транспортных расходов), 9231,00 руб./т. с НДС (транспортная с учетом транспортных расходов). Размер предельной снабженческо-сбытовой и торговой надбавки включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов.
Уровень рентабельности определяется как отношение прибыли к сумме издержек, выраженное в процентах.
Значения уровня рентабельности розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска в январе-декабре 2018 года, произведенный в рамках рассмотрения настоящего дела, не превысил 10%.
Рентабельность розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска составила в январе 2018 года 2,42%, феврале 2018 года - 5,83%, марте 2018 года - 5,58%, апреле 2018 года - 7,28%, мае 2018 года - 6,37%, в июне 2018 года розничная реализация топлива не осуществлялась, июле 2018 года - 7,10%, августе 2018 года - 7,04%, сентябре 2018 года - 7,6%, октябре 2018 года - 6,68%, ноябре 2018 года - 5,18%, декабре 2018 года - 4,48%.
Расчет подтвержден документами бухгалтерской отчетности ООО "Арктур" за соответствующий период, в том числе - ведомостями остатков по счету 411 "Товары ГСМ", ведомостями поступлений топлива в ценах поставщика, синтетическим справками по счету 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 672 "Проценты по долгосрочным кредитам и займам", 662 "Проценты по краткосрочным кредитам и займам", копиями договоров на погрузочно-разгрузочные работы по перевалке в судно на ст. Абалаково, услуги фрахта по доставке топлива до г. Дудинки, погрузочно-разгрузочные работы в г. Дудинке, услуги по перевозке топлива по железной дороге от г. Дудинки до г. Норильска.
Согласно Учетной политике для целей бухгалтерского учета ООО "Арктур", утвержденной приказом руководителя ООО "Арктур" от 27.12.2012 N пбу-1, общество не осуществляет учет расходов в разрезе марок топлива. В связи с чем, коммерческие и управленческие расходы, банковские процентам по кредитам подлежали расчету пропорционально объему реализации бензина автомобильного марки АИ-98 по отношению к общему объему реализации по счетам 26, 44, 66/2, 67/2 без учета счета 4401 "Транспортные расходы".
Из вышеизложенного в действиях ООО "Арктур" по розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска в январе-декабре 2018 года нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не установлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила: прекратить рассмотрение дела N 139-10-18, возбужденного по признакам нарушения ООО "Арктур" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии |
|
<...> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
<...> |
|
|
<...> |
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 марта 2019 г. N 139-10-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2019