Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ПАО "Ростелеком" (далее - Организатор торгов); от Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по СПб и ЛО (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.03.2019 вх. N6552/19) Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по СПб и ЛО на действия Организатора торгов ПАО "Ростелеком" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны, (систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом), установленных на объектах Макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (извещение N 31907528080), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
14 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907528080 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны, (систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом), установленных на объектах Макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Ростелеком" (далее - Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
23 914 071 ,36 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
14.02.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
11.03.2019 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
11.04.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 14/26 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907528080 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ограничивающего конкуренцию требования о наличии у участника Закупки сертификата по прохождению обучения сотрудников на базе АПК СКУД NetAccess, получение которого в настоящее время невозможно.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО "Ростелеком" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по СПб и ЛО в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/7713/19 от 11.03.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/7713/19 от 11.03.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 2.1.10 приложения N 3 к Документации (Проект договора) исполнитель заверяет заказчика, что обладает необходимым квалифицированным техническим персоналом, обладающим:
Свидетельство о прохождении обучения по системам безопасности ИСО "Орион";
Свидетельство о прохождении курса обучения по системе безопасности TSS-2000;
Сертификат по прохождению обучения сотрудников участника на базе АПК СКУД NetAccess;
Свидетельство о прохождении обучения по системам на базе ПАК Интеллект.
Исполнитель осведомлён о том, что наличие указанных свидетельств и сертификатов является обстоятельством, имеющим для заказчика существенное значение для заключения договора и исполнения обязательств по нему. Исполнитель обязуется предоставить заказчику вместе с подписанным договором информационное письмо о наличии квалифицированного технического персонала с указанием ФИО заявленных специалистов, их образования, специальности, должности, выпиской из штатного расписания с копиями следующих документов на указанных лиц:
Свидетельство о прохождении обучения по системам безопасности ИСО "Орион";
Свидетельство о прохождении курса обучения по системе безопасности TSS-2000;
Сертификат по прохождению обучения сотрудников участника на базе АПК СКУД NetAccess;
Свидетельство о прохождении обучения по системам на базе ПАК Интеллект.
Заказчик оставляет за собой право проверить наличие сертификатов/свидетельств у исполнителя.
Пунктом 6.4 приложения N 1 к договору (Техническое задание) установлено требование о наличии у участников Закупки сертификатов, свидетельств на прохождение специалистами исполнителя обучения по системам на базе ПАК "Орион", "Орион ПРО", TSS-2000, "Net Access", Интеллект.
Заявитель в жалобе указывает на то, что получение требуемого в соответствии с п. 2.1.10 проекта договора и п. 6.4 приложения N 1 к договору сертификата по прохождению обучения сотрудников участника на базе АПК СКУД NetAccess невозможно для потенциальных участников Закупки ввиду того, что фирмы, проводящие обучение работников по эксплуатации АПК СКУД NetAccess с оформлением сертификата пользователя, в настоящее время отсутствуют. Кроме того, последнее обновление лицензионного продукта СКУД NetAccess осуществлялось в 2011 году.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в ПАО "Ростелеком" установлены СКУД NetAccess на 45 объектах, в том числе на 5 объектах, относящихся к объектам категории 1 (особой важности). Согласно технической документации на АПК СКУД NetAccess обслуживание данного аппаратно-программного комплекса возможно только обученным персоналом, вследствие чего в проект договора (приложение N 3 к Документации) и приложение N 1 к договору включены п.п. 2.1.10, 6.4, предусматривающие наличие у исполнителя сертификатов/свидетельств о прохождении персоналом соответствующего обучения.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что потенциальный участник Закупки, обладающий действующими свидетельствами о прохождении обучения сотрудников по системам безопасности ИСО "Орион", TSS-2000, ПАК Интеллект, требуемыми в соответствии с п. 2.1.10 проекта договора и п. 6.4 приложения N 1 к договору, однако не имеющий в наличии сертификата по прохождению обучения сотрудников участника на базе АПК СКУД NetAccess, получение которого в настоящее время невозможно, ввиду отсутствия организаций, проводящих в настоящее время обучение сотрудников на базе АПК СКУД NetAccess, фактически лишен возможности надлежащим образом исполнить обязательства по договору в рамках проведения процедуры Закупки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что требование Организатора торгов, установленное в п. 2.1.10 проекта договора и в п. 6.4 приложения N 1 к договору, о наличии у участника Закупки сертификата по прохождению обучения сотрудников участника на базе АПК СКУД NetAccess, получение которого в настоящее время невозможно, с учетом включения в предмет Закупки необходимости оказания услуг по техническому обслуживанию также иного оборудования на базах ИСО "Орион", TSS-2000, ПАК Интеллект, выступает необоснованно ограничивающим фактором участия в процедуре Закупке.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 2.1.10 проекта договора и п. 6.4 приложения N 1 к договору ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о наличии у участника Закупки сертификата по прохождению обучения сотрудников участника на базе АПК СКУД NetAccess, получение которого в настоящее время невозможно, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 06.03.2019 вх. N6552/19) Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по СПб и ЛО на действия Организатора торгов ПАО "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны, (систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом), установленных на объектах Макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (извещение N 31907528080) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ПАО "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного установления в п. 2.1.10 проекта договора и п. 6.4 приложения N 1 к договору ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о наличии у участника Закупки сертификата по прохождению обучения сотрудников участника на базе АПК СКУД NetAccess, получение которого в настоящее время невозможно.
3) Выдать Организатору торгов ПАО "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны, (систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом), установленных на объектах Макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (извещение N 31907528080) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
15 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 15.03.2019 N Т02-159/19 по жалобе на действия организатора торгов ПАО "Ростелеком" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны, (систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом), установленных на объектах Макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (извещение N 31907528080, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ПАО "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны, (систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом), установленных на объектах Макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (извещение N 31907528080), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 08 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2019