Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Сапунов Д.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Долидович Е.Е. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 6 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях НО КПКГ "ЭМФС" /355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, д.421А, оф.201, ИНН 2634061656, КПК263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 09.07.2004 за ОГРН 1042600280436/ нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей НО КПКГ "ЭМФС"
У С Т А Н О В И Л А:
В газете "Все для Вас" N48/1340 от 10.12.2018 г. распространялась реклама следующего содержания "Некоммерческая организация Кредитный потребительский кооператив граждан "Микрофинанс". Займы низкий процент. Материнский капитал. Г.Ставрополь, ул. Ленина, 421А оф.201, тт.23-73-73, 23-73-74 НО КПКГ "Микрофинанс" ОГРН 1042600280436, член НП "СРО КК "Содействие", за реестровым N72 от 23.06.2011. Займы предоставляются членам кооператива. Подробности в офисе, по телефонам и на сайте microfinanse.com".
Материнский капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Материнский капитал может быть использован только на цели, прямо предусмотренные Федеральным законом РФ от 29.12.2006 г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Семейный капитал может быть направлен на: улучшение жилищных условий (приобретение либо строительство жилья, погашение ипотеки); получение образования ребенком; формирование накопительной части пенсии женщин, родивших второго или последующего ребенка после 1 января 2007года.
В вышеуказанной рекламе фраза "Материнский капитал" вводит потребителей в заблуждение, так как она не содержит всех условий использования материнского капитала. В данном случае у потребителя возникает неверное впечатление, что в обмен на сертификат, дающий право на использование семейного капитала, можно получить любой займ, на любые нужды.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Распространенная НО КПКГ "ЭМФС" информация, полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Одним из объектов рекламирования в указанной рекламе является услуга НО КПКГ "ЭМФС" по работе с материнским капиталом.
Федеральным законом "О рекламе" установлены общие требования к рекламе: "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
Согласно ч.7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно п.п. 2,3 ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Из положений данного Федерального закона следует, что средства материнского (семейного) капитала имеют строго целевое назначение, расходуются в зависимости от направлений, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и достижения ребенком трехлетнего возраста. Право на дополнительные меры государственной поддержки подтверждается именным документом - государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
улучшение жилищных условий;
получение образования ребенком (детьми);
формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Статья 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" регулирует основания и порядок направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. В частности, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Следовательно, все операции, со средствами материнского (семейного) капитала в безналичном порядке в пределах, определенных Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации по заявлению лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал.
В рекламе отсутствует часть существенной информации относительно того, что Общество предоставляет займы на улучшение жилищных условий, лицам, имеющим право на получение сертификата на материнский капитал, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно информации, предоставленной на запрос Ставропольского УФАС России рекламодателем указанной рекламы является НО КПКГ "ЭМФС" /355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, д.421А, оф.201, ИНН 2634061656, КПК263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 09.07.2004 за ОГРН 1042600280436/.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.
Таким образом, НО КПКГ "ЭМФС" /355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, д.421А, оф.201, ИНН 2634061656, КПК263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 09.07.2004 за ОГРН 1042600280436/ допущено нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе.
07.02.2019 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения НО КПКГ "ЭМФС" (вх. N 859 от 07.02.2019) по делу N6, в которых Общество сообщает, что полностью признает факт нарушения рекламного законодательства.
Таким образом, НО КПКГ "ЭМФС" /355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, д.421А, оф.201, ИНН 2634061656, КПК263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 09.07.2004 за ОГРН 1042600280436/ допущено нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную НО КПКГ "ЭМФС" /355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, д.421А, оф.201, ИНН 2634061656, КПК263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 09.07.2004 за ОГРН 1042600280436/, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
Выдать НО КПКГ "ЭМФС" /355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, д.421А, оф.201, ИНН 2634061656, КПК263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 09.07.2004 за ОГРН 1042600280436/ предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19.02.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Д.Н. Сапунов
Члены Комиссии Д.А.Табулова
Е.Е. Долидович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 марта 2006 г. N 6
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.02.2019