Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
*** - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
*** - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
*** - член Комиссии, главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
в присутствии представителя КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" *** (копия доверенности в материалах дела);
в присутствии представителей ООО "Ю-строй" *** (доверенности в материалах дела);
рассмотрев жалобу ООО "Ю-строй" на действия Заказчика - КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по строительству объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец) (извещение N 0306200006419000008) (далее - конкурс с ограниченным участием в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
По мнению Заявителя, действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по строительству объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец) нарушают статью 8, часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. В частности:
Заказчиком в конкурсной документации установлено требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации, вид которой не предусмотрен статьей 55.3 ГрК РФ.
Заказчиком в нарушение части 2 статьи 35 Закона о контрактной системе в пункте 17 Информационной карты конкурсной документации и пункта 20а проекта контракта установлено требование о банковском сопровождении контракта, цена которого не превышает минимально установленный размер контракта, в отношении которого должно быть установлено требование о банковском сопровождении.
Конкурсная документация предусматривает право участника на предоставление обеспечения исполнения контракта на бумажном носителе, что не соответствует части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Установление в критерии "Финансовая устойчивость Участника Процедуры закупки" градации присвоения баллов в зависимости от уставного капитала лишает Индивидуального предпринимателя возможности получения дополнительных баллов по нестоимостному критерию, что нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Установленная Заказчиком в конкурсной документации значимость критериев оценки заявок противоречит Постановлению Правительства РФ от 28.11.2018 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Правила, Постановление).
Кроме того, установленные Заказчиком в конкурсной документации критерии оценки заявок создают преимущественные условия для участия в закупке
N 0306200006419000008 отдельным участникам и ограничивают других потенциальных участников, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе.
Несмотря на то, что объектом закупки является строительство, Заказчиком в порядке оценки заявок по нестоимостному критерию не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих выполнение работ сопоставимого характера (контракты, объектом которых является строительство, не учитываются). Заказчиком в нарушение части 8 статьи 32 и пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено требование к опыту, которое не является сопоставимым как по характеру, так и по объему (при закупке с НМЦК 817 млн. руб. общий объем исполненных контрактов должен составлять более 1.5 млрд).
Заказчиком установлена шкала оценки показателя "Финансовая устойчивость участника Процедуры закупки", которая не является пропорциональной и не позволяет участнику однозначно определить порядок оценки заявки.
Установление указанного порядка оценки заявок противоречит пункту 11 Правил, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, а также ведет к необоснованному ограничению количества участников закупки, что нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Заказчик необоснованно включил в нестоимостной критерий оценки-Показатель "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" требования к сертификатам ГОСТ Р ИСО 14001-2016, ГОСТ ISO 9001-2015, OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 66.1.03-2016), которые не определяют качество выполненных работ по обжалуемой закупке, а определяют внутренний порядок и качество внутренних процессов организации. Сертификат ГОСТ Р 66.1.03-2016 (сертификат деловой репутации) по сути дублирует показатель квалификации участника закупки, в т.ч. наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В Карельское УФАС России Заказчиком письмом (вх. N 1676 от 03.04.2019) направлены возражения на жалобу, просит признать жалобу необоснованной.
Надлежащим образом оформленных письменных пояснений по дополнительным доводам жалобы в Управление не поступило.
Кроме того, запрошенные уведомлением Карельского УФАС России (от 29.03.2019 исх. N 010/06/105-182/2019/ 1136) конкурсная документация и заявки участников конкурса на Комиссию не представлены.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:
Конкурсная документация утверждена Приказом КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" от 12.03.2019 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок "www.zakupki.gov.ru" 13.03.2019.
Номер извещения: 0306200006419000008.
Краткое наименование: выполнение работ по строительству объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец).
Способ закупки: конкурс с ограниченным участием в электронной форме.
Адрес электронной площадки: http://roseltorg.ru.
Заказчик: КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия".
Начальная (максимальная) цена контракта: 817 956 452,64 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 29.03.2019 NПРОI1 было подано 3 (три) заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 03.04.2019 NПРОII1 1 заявка соответствует требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе, две заявки отклонены по основаниям, указанным в протоколе.
Согласно протоколу подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 04.04.2019 NППИ1 победителем закупки признано ООО "Строительная компания Строй Групп" с предложенной ценой контракта 807 152 975, 21 руб. (понижение составило 1,32% от НМЦК).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрение жалобы назначено на 03.04.2019 в 15 час. 00 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении настоящей жалобы объявлен перерыв до 15 час. 45 мин. 04.04.2019.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией Карельского УФАС России в прежнем составе, в присутствии представителя КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" *** в присутствии представителей ООО "Ю-строй" ***
Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Статьей 55.3 ГрК РФ предусмотрено, что допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в пункте 3.1 информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участнику закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (участник обязан предоставить допуск к выполнению работ на особо опасных, технических сложных или уникальных объектах); саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
В составе заявки представляются следующие документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям настоящего подпункта:
-выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами саморегулируемой организации в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Пунктом 6.1 проекта контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан в течение двух рабочих дней с даты подписания Контракта представить Заказчику: надлежащим образом заверенную копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - требование настоящего пункта Контракта не распространяется в случае, если цена Контракта 3 млн руб. и менее; для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ);
Частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ установлено, что саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Следовательно, лицо, которое будет осуществлять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, являющиеся предметом конкурса с ограниченным участием, должно являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки данному требованию, в соответствии с нормами ГрК РФ, является действующая в течении одного месяца с даты выдачи саморегулируемой организацией выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Таким образом, Заказчиком установлено требование о предоставлении участником в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области, не предусмотренной статьей 55.3 ГрК РФ; а также требование о предоставлении Подрядчиком заверенной копии Свидетельства о членстве в СРО, которое прекратило действие с 01.07.2017.
На заседании Комиссии Карельского УФАС России факт данного нарушения представитель Заказчика признал.
Указанные действия Заказчика не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
2. В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" установлен минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд, составляет:
а) в отношении банковского сопровождения контракта, заключающегося в проведении банком, привлеченным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования);
б) в отношении банковского сопровождения контракта, предусматривающего привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком банка в целях оказания услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта, не менее 5 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации и для муниципального образования).
По решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому на основании части 2 статьи 35 Закона о контрактной системе, определенный настоящим пунктом
минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть снижен, но не менее:
в отношении банковского сопровождения контракта, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта,
- 100 млн. рублей (для субъекта Российской Федерации), 50 млн. рублей (для муниципального образования); в отношении банковского сопровождения контракта, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта,
- 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), 500 млн. рублей (для муниципального образования).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 21.08.2017 N 291 - Г 1 установлено: банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Республики Карелия (за исключением контрактов, предметом которых является оказание услуг по предоставлению кредита на финансирование дефицита бюджета Республики Карелия и (или) погашение долговых обязательств Республики Карелия), осуществляется:
а) в отношении банковского сопровождения контракта, предусматривающего
привлечение заказчиком банка для проведения мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта,
- в случае если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет 1 миллиард рублей и более;
б) в отношении банковского сопровождения контракта, предусматривающего привлечение заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения,
- в случае если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет 5 миллиардов рублей и более.
Таким образом, Постановление Правительства Республики Карелия от 21 августа 2017 года N 291-П содержит случаи и размер суммы заключаемых контрактов, в отношении которых должно быть установлено банковское сопровождение, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 N 963.
В Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием установлено, что источником финансирования по указанной закупке являются средства федерального бюджета и средства бюджета Республики Карелия, НМЦК установлена в размере - 817 956 452,64 руб., т.е. менее размера, установленного Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 и Постановлением Правительства Республики Карелия от 21.09.2017 N 291-П.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 17 Информационной карты конкурсной документации и пункте 20.А проекта контракта установлено требование о банковском сопровождении контракта, цена которого не превышает минимально установленный размер контракта, в отношении которого должно быть установлено требование о банковском сопровождении.
Доказательств, обосновывающих возможность установления требования о банковском сопровождении Заказчиком в материалы дела не представлено.
При этом, в пункте 17 информационной карты конкурсной документации Заказчиком помимо банковского, установлено казначейское сопровождения контракта, которое является одной из форм контроля государства за целевым использованием бюджетных средств.
3. В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, установлены Постановлением N 1005.
Согласно Постановлению N 1005 банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Заказчиком в пункте 17 Раздела 1 конкурсной документации установлено: "Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе".
Таким образом, Заказчик лишь указывает на предусмотренные действующим законодательством способы оформления Банковской гарантии (письменная форма, электронный документ), однако указанное не свидетельствует о том, что Заказчик будет принимать Банковскую гарантию на бумажном носителе.
В свою очередь, Подрядчик вправе выбрать любой способ оформления банковского гарантии по своему усмотрению, с последующим предоставлением Заказчику скан-копии Банковской гарантии (полученной на бумажном носителе), либо Банковской гарантии в форме электронного документа.
Таким образом, указанный довод жалобы признается необоснованным.
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Заказчиком в пункте 2.4 критериев и оценки Приложения N 1 к конкурсной документации установлена шкала оценки показателя "Финансовая устойчивость Участника Процедуры закупки" критерия "Квалификация участника закупки", согласно которой для получения баллов по указанному показателю участник обязан предоставить информацию об объеме уставного капитала.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из номинальной стоимости долей его участников (статья 90 ГК РФ, статья 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (статья 99 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
По мнению Заявителя, индивидуальный предприниматель, который в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе может являться участником закупки, не может получить баллы по показателю "Финансовая устойчивость Участника Процедуры закупки" критерия "Квалификация участника закупки", так как у индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ отсутствует уставный капитал.
Представитель Заказчика в свою очередь пояснил, что "Финансовая устойчивость Участника Процедуры закупки" по критерию "Квалификация участника закупки", в полной мере позволяет оценить квалификацию участников закупки ресурсов в соответствии с объектом закупки".
Из положений конкурсной документации следует, что Заказчиком не установлен запрет на участие в закупке Индивидуального предпринимателя; невозможность получения баллов по рассматриваемому критерию не свидетельствует о невозможности подачи заявки на участие в закупке.
Кроме того, способом проведения рассматриваемой закупки является конкурс с ограниченным участием в электронной форме, а предмет закупки является особо опасным и технически сложным объектом (объект авиационной инфраструктуры), что ставит под сомнение способность Индивидуального предпринимателя быть подрядчиком по указанной закупке.
Таким образом, указанный довод Заявителя признается несостоятельным.
5. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (ред. от 28.02.2019) утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с положениями пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", аэропорт относится к объектам авиационной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 6 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты авиационной инфраструктуры.
Выбранный способ закупки (конкурс с ограниченным участием), требования к участникам закупки о членстве в СРО с допуском к работам на особо опасных, технических сложных или уникальных объектах, вид и характер работ свидетельствуют об осуществлении закупки, предметом которой является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительств.
В Приложении к Правилам установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки для закупок, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 80, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 20.
Вместе с тем, согласно Приложению N 1 к конкурсной документации в порядке оценки конкурсных заявок Заказчиком установлены иные величины значимости критериев:
60% - стоимостной критерий,
40% - нестоимостные критерии.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Карельского УФАС России подтвердил, что применительно к рассматриваемой закупке значимости критериев (предельные величины) должна была быть установлена 80 % (ценовой) и 20% (нестоимостной критерий), то есть факт нарушения признал.
Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что установление Заказчиком в конкурсной документации предельной величины значимости стоимостного и нестоимостного критериев оценки, противоречит требованиям Закона о контрактной системе и может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции, значительному сужению круга участников закупки.
Действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, нарушают часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и Постановление N1085, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с положениями пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Объектом обжалуемой закупки является строительство объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец).
Заказчиком в порядке оценки конкурсных заявок (п.2.3 Приложение N 1 к конкурсной документации) установлено, что в качестве подтверждения выполнения работ Заказчиком будет учитываться опыт участника по успешному выполнению работ по реконструкции и техническому перевооружению промышленных объектов за последние 3 года до даты подачи заявки.
При этом, для получения максимального балла по указанному показателю критерия "Квалификация участника закупки" участнику закупки необходимо наличие общего объема исполненных Контрактов (Договоров) более чем 1 500 000 000 рублей.
В примечании к рассматриваемому показателю указано, что при оценке будут засчитываться только договоры на выполнению работ по реконструкции и техническому перевооружению промышленных объектов за последние 3 года, которые на дату подачи Заявки на участие в настоящем конкурсе исполнены в полном объеме в соответствии с условиями таких Договоров, и цена каждого исполненного договора должна составлять не менее чем двадцать процентов от начальной максимальной цены контракта настоящего конкурса".
Таким образом, в случае наличия у участника закупки опыта выполнения строительных работ, такой опыт учитываться не будет, и участник получит 0 баллов.
Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N99), а также в пункте 5 приложения N2 к указанному постановлению.
При этом требования к участникам такой закупки устанавливаются Заказчиком в документации о закупке в зависимости от объекта закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1, а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N99).
Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления
N 99, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.
Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В письмах Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России NАЦ/45739/15 от 28.08.2015 (с изм. от 22.08.2016) "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства N99" указано, что при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 5 приложения N 2 к Постановлению N 99, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.
При этом Заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения N 1 к постановлению N99.
7. В соответствии с п.п. 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчиком в пункте 2.4 критериев и оценки Приложения N 1 к конкурсной документации установлена шкала оценки показателя "Финансовая устойчивость Участника Процедуры закупки" критерия "Квалификация участника закупки":
22.4. |
Финансовая устойчивость Участника Процедуры закупки |
максимальное значение в баллах 20, значимость показателя 0,2 |
Шкала оценки по показателю: | ||
Выручка Участника за 2 года (2016-2017) составляет в совокупности не менее 4 200 000 000, 00 рублей Уставной капитал на момент подачи заявки составляет не менее 1% от НМЦК |
20 баллов; |
|
Выручка Участника за 2 года (2016-2017) составляет в совокупности не менее 3 000 000 000, 00 рублей Уставной капитал на момент подачи заявки составляет менее 1%, но не менее 0,5% от НМЦК |
10 баллов; |
|
Выручка Участника за 2 года (2016-2017) составляет в совокупности не менее 2 000 000 000, 00 рублей Уставной капитал на момент подачи заявки составляет менее 1%, но не менее 1 000 000 руб. |
5 баллов; |
|
отсутствие сведений и/или документов по показателю |
0 баллов. |
|
Оценка финансовой устойчивости участников осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный год, подтвержденной налоговым органом (при этом во внимание могут быть приняты финансовые результаты 2-х предыдущих годов, заверенной подписью руководителя и оригинальной печатью участника). Основными бухгалтерскими документами, необходимыми для анализа, являются: - бухгалтерский баланс (форма N1); - отчет о прибылях и убытках (форма N2) - документы, подтверждающие внесение уставного капитала. Отчеты по форме N 1 и N 2 необходимо представить за 2016-2017 гг. |
Таким образом, для получения максимального количества баллов конкурсная заявка должна соответствовать одновременно двум условиям:
Выручка Участника за 2 года (2016-2017) составляет в совокупности не менее 4 200 000 000, 00 руб.
Уставной капитал на момент подачи заявки составляет не менее 1% от НМЦК.
В случае если выручка составляет менее 4.2 млрд. руб., а уставной капитал 0,5-1%, конкурсная заявка соответствует 10 баллам.
Однако, порядком оценки не установлено, какое количество баллов будет присвоено заявке, в случае ее соответствия одному условию одной шкалы (например, по выручке), а по второму условию (уставной капитал)- иной шкале.
Например, если выручка участника равна 4 млрд. руб. (не соответствует максимальному баллу), а уставной капитал равен 1,5% от НМЦК (соответствует максимальному баллу).
По мнению Комиссии Карельского УФАС России, установленная Заказчиком шкала оценки не является пропорциональной и не позволяет участникам закупки определить порядок оценки их заявок как в вышеуказанном случае.
Установление указанного порядка оценки противоречит пункту 11 Правил. Отсутствие четкого, понятного и однозначного порядка оценки заявок не соответствует принципам проведения честных, открытых и конкурентных закупок, ведет к неоднозначному пониманию участниками конкурса положений документации, что в свою очередь, влечет возможность ограничения, либо устранения конкуренции при определении победителя закупки.
8. В Приложении N1 к конкурсной документации (Порядок оценки заявок) Заказчиком установлен показатель оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", который подразделяется на критерии:
- Система контроля качества работ;
- Описание системы управления охраной труда.
Оценка участника закупки по вышеуказанным показателям нестоимостного критерия зависит от наличия у участника закупки определенных сертификатов соответствия участника иным условиям:
- ГОСТ ISO 9001-2015 (ISO 9001-2015) (ГОСТ Р 12.03.230-2007/OHSAS 18001:2007);
- действующий сертификат (ГОСТ Р 66.1.03-2016);
-действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2015 (ISO 9001-2015) (ГОСТ Р 12.03.230-2007/OHSAS 18001:2007);
-описание действующей у участника закупки системы контроля качества выполняемых работ и/или положение о системе качества у участника закупки.
Вместе с тем, при отсутствии в действующем законодательстве требований об обязательном применении ГОСТ Р 66.1.03-2016, предоставление участником закупки сертификата соответствия в качестве подтверждения индекса деловой репутации с целью получения наибольшего количества баллов по показателю "Деловая репутация" не свидетельствует о более высоком уровне квалификации такого участника закупки и предложении последним лучших условий исполнения контракта.
Кроме того, получение участником закупки данного сертификата с указанием индекса деловой репутации требует значительных временных и финансовых затрат,
зависит от воли третьих лиц и может рассматриваться как административный барьер, что в свою очередь, может оказать влияние на результат закупки, привести к невозможности стать победителем конкурса.
По мнению Комиссии Карельского УФАС России, "сертификат деловой репутации" фактически дублирует показатель квалификации участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Оценка участников конкурса по данному показателю с присвоением баллов в зависимости от наличия подобных сертификатов, используемых для добровольного применения, может привести к ограничению количества участников закупки, рассматриваться как факт предоставления необоснованного преимущества отдельным хозяйствующим субъектам и одновременно дискриминации отдельных участников.
В рамках проведения внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Заказчик в извещении о проведении закупки указан код позиции:
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная на официальном сайте, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 1 части 2 статьи 17 Закона о контрактной системе в планы закупок включается идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в статье 23 Закона о контрактной системе, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 ст. 23 Закона о контрактной системе.
При анализе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N14-ст, Комиссия Карельского УФАС России установила, что ОКПД2 42.99.29.000: "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки" исключен Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст.
Таким образом, Заказчиком был выбран ОКПД2, утративший свою силу, в связи с чем, в действиях Заказчика Комиссией Карельского УФАС России установлено нарушение части 2 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Несмотря на признание Заказчиком обоснованности отдельных доводов жалобы ООО "Ю-строй" (включая установление значимости критериев, не соответствующее Постановлению Правительства РФ N1085), Заказчик просил обжалуемую закупку не аннулировать, принять во внимание факт неподачи заявки Заявителем, социальную значимость закупки, поступление трех заявок на участие в конкурсе и признание победителем конкурса хозяйствующего субъекта, предложившего наименьшую цену контракта.
Признавая существенными нарушения, допущенные Заказчиком, Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу о целесообразности выдачи Заказчику предписания об аннулировании закупки.
Кроме того, при принятии решения о выдаче вышеуказанного предписания Комиссия Карельского УФАС России руководствовалась следующим.
1) Исходя из положений части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, считающий незаконными положения закупочной документации, вправе обжаловать их вне зависимости от факта подачи заявки на участие в закупке, при этом такая жалоба может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
Исходя из прояснений представителей ООО "Ю-строй" (ИНН 7801587961), Общество не является "профессиональным жалобщиком", представители Общества явились на заседание Комиссии (до и после перерыва), представили мотивированные пояснения, обосновывающие доводы своей жалобы; продекларировали готовность участвовать в конкурсе, в случае его проведения в соответствии с действующим законодательством, готовность торговаться по цене (возможно не от самого Общества, а от Холдинга, наименование которого Заявитель назвать отказался, обосновав это опасением включения "блокирующих позиций" в документацию при повторном объявлении закупки).
Общество обратило внимание, что в случае подачи заявки на участие в обжалуемом конкурсе, фактически оно бы согласилось с условиями и документацией обжалуемого конкурса.
Также Комиссия Карельского УФАС России учитывала, что предметом закупки является выполнение работ по строительству объектов территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец), основным видом деятельности ООО "Ю-строй" является строительство жилых и нежилых помещений.
2) Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия Карельского УФАС принимала во внимание, что Заказчиком была неверно установлена значимость критериев оценки заявок; не учитывалось наличие у участников опыта выполнения работ сопоставимого объекту закупки характера, что прямо противоречит Постановлению N 99.
Фактически в конкурсной документации установлен несопостовимый вид и объем работ; оценка участников закупки осуществлялась с учетом наличия у них сертификатов, применимых для добровольного использования и получение которых требует значительных временных и финансовых затрат.
По мнению Комиссии Карельского УФАС России, установление подобного порядка оценки заявок является необоснованным, отдельные условия оценки излишними, что может оказать влияние на законные интересы и права других участников закупки, на права лиц, отказавшихся от участия в торгах по причине невозможности их соответствия всем требованиям документации, и обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
3) Согласно Протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N0306200006419000008 от 04.04.2019, на участие в конкурсе поступило 3 заявки: ООО "Строительная компания Строй Групп", АО СК "Компакт" и ООО "МАГИСТРАЛЬ".
При этом, две заявки - АО СК "Компакт" (из 7 членов конкурсной комиссии 3-е признало заявку соответствующей, 4 - не соответствующей) и ООО "МАГИСТРАЛЬ" были признаны несоответствующими положениям конкурсной документации (основание отклонения - п. 1 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе - непредоставление документов и информации, предусмотренных п.п. 1 - 3, 7 ч. 6 статьи 54.4, либо несоответствие указанных документов и информации требованиям конкурсной документации и т.п.).
Конкурсная комиссия приняла решение признать победителем открытого конкурса ООО "Строительная компания Строй Групп" (ИНН 7727611728, почтовый адрес: 141410, Российская Федерация, Московская обл., г. Химки, пр-т Юбилейный, д.73, пом.133), который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0306200006419000008 которого присвоен первый номер. Предложенная участником цена составила 807 152 975,21 руб.
При этом, несмотря на акцент представителя Заказчика на потребность в наиболее опытном Подрядчике, способном максимально качественно выполнять работы, в связи с признанием двух заявок несоответствующими требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе, оценка участника - ООО "Строительная компания Строй Групп" по нестоимостному критерию (в который входит показатель качество), не производилась.
Учитывая отклонение двух из трех поступивших заявок, понижение НМЦК всего на 1,3%, Комиссия Карельского УФАС России не может признать указанную закупку конкурентной.
Несмотря на указание Карельским УФАС Росси в уведомлении о рассмотрении жалобы (исх. N010/06/105-182/2019/1136) о необходимости предоставления заявок участников закупки, указанное требование было проигнорировано Заказчиком; равно как и указание Комиссии Заказчика на необходимость предоставления письменных мотивированных пояснений по дополнительно заявленным доводам жалобы. Надлежащим образом оформленных пояснений от Заказчика не поступило.
На часть вопросов, заданных членами Комиссии на заседании Комиссии (например, по какой причине в качестве подтверждения опыта работ предоставляются только контракты по реконструкции и техническому перевооружению, при этом вовсе не учитываются контракты, по строительству (при условии, что предметом закупки являются именно строительные работы), представители Заказчика затруднились ответить.
Фактически Заказчик не проявил должной заинтересованности в сохранении исхода закупки, не представил достаточных документов и доказательств, позволяющих ограничится признанием жалобы частично обоснованной без выдачи предписания об аннулировании закупки.
Также, ввиду непредоставления заявки победителя конкурса, Комиссия Карельского УФАС России не смогла должным образом оценить правомерность признания ООО "Строительная компания Строй Групп" победителем закупки, оценить его способность выполнить все условия контракта.
Вместе с тем, из информации, находящейся в свободном доступе (https://egrul.nalog.ru/, https://www.rusprofile.ru/), Комиссия Карельского УФАС России установила, что основным видом деятельности Общества является не деятельность в области строительства, а деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях (код 71.1).
Номинальная стоимость доли (100%) ООО "Строительная компания Строй Групп" - 67 190 000 руб., обременение - залог, действует по 30.06.2023 включительно. Залогодержатель - ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ".
Комиссия Карельского УФАС России, оценив в совокупности выявленные нарушения, а также вышеизложенные обстоятельства, пришла к выводу, что обжалуемая закупочная процедура не может быть признана соответствующей требованиям действующего законодательства и не является конкурентной закупкой, в связи с чем подлежит аннулированию.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ю-строй" на действия Заказчика - КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по строительству объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец) (извещение N 0306200006419000008) обоснованной в части.
В действиях Заказчика установлены нарушения требований статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 23, части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и Постановления N 1085, N 99.
Выдать Заказчику предписание об аннулировании закупки (извещение N 0306200006419000008).
Передать материалы рассмотрения жалобы ООО "Ю-строй" должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.
Заместитель Председателя Комиссии ____________ ***
Члены комиссии ____________ ***
____________ ***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 9 апреля 2019 г. N 010/06/105-182/2019/1264
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2019