по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
09 апреля 2019 года Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Михайлова С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика - Акционерного общества "Специальное конструкторское - технологическое бюро по релейной технике" - "_.";
- податель жалобы - Акционерное общество "Завод имени М.И. Калинина" - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу Акционерного общества "Завод имени М.И. Калинина" (1870260, г. Никольское, Тосненский р-н, Ленинградская обл., Ульяновское шоссе, д. 1, литер А; далее - АО "Завод им. М.И. Калинина") на действия заказчика - Акционерного общества "Специальное конструкторское - технологическое бюро по релейной технике" (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55; далее - АО "СКТБ РТ") при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку металлического изделия КОРПУС, извещение N 31907450630 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 25.01.2019,
УСТАНОВИЛА:
01.04.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба АО "Завод им. М.И. Калинина" на действия заказчика - АО "СКТБ РТ" при проведении им закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку металлического изделия КОРПУС, извещение N 31907450630 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.01.2019 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
25.01.2019 организатором торгов заказчиком - АО "СКТБ РТ" на официальном сайте было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее - Извещение).
31.01.2019 АО "Завод им. М.И. Калинина" подало заявку на участие в рассматриваемой закупке в сроки установленные Извещением, согласно которому дата начала срока подачи заявок - 25.01.2019, дата и время окончания срока подачи заявок - 04.02.2019.
Однако в нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, 06.02.2019 организатором торгов заказчиком - АО "СКТБ РТ" на официальном сайте было размещено извещение об отказе от проведения рассматриваемой закупки со ссылкой на 4.14 Извещения, связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы, влияющими на целесообразность закупки.
Таким образом, податель Жалобы считает, что организатор торгов неправомерно отменил рассматриваемую закупку.
Кроме того, податель Жалобы указывает, что организатор торгов - АО "СКТБ РТ" не осуществил размещение на официальном сайте протокола подведения итогов закупки.
С учетом вышеизложенного, АО "Завод им. М.И. Калинина" просит признать в действиях заказчика - АО "СКТБ РТ" нарушения Закона о закупках.
Заказчик - АО "СКТБ РТ" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. N 2498 от 09.04.2019 Новгородского УФАС России), а также устных пояснений данных его представителями на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, суть которых сводится к следующему.
АО "СКТБ РТ" на основании пункта 4.14 Извещения действительно принял решение об отказе от проведения закупки и отказе от заключения договора, связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы, влияющими на целесообразность закупки. Данным обстоятельством послужила служебная записка зам ген. директора по производству АО "СКТБ РТ" "_.." согласно которой, связи с высвобождением собственных мощностей в металлообрабатывающей производстве и организации трех-сменной работы на фрезерных станках с ЧПУ и было принято решение о нецелесообразности проведении рассматриваемой закупки.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика - АО "СКТБ РТ" поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика - АО "СКТБ РТ" и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18 "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг".
Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" (Протокол N 2 от 18.03.2015) Единое положение о закупке Государственной корпорации "Ростех" (далее - Положение), которое регламентирует закупочную деятельность АО "СКТБ РТ".
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, АО "СКТБ РТ" при проведении рассматриваемого запроса котировок в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
В соответствии с разделом 15 Положения предусмотрен следующий способ закупки - закупка путем проведения запроса котировок в электронной форме, а также порядок его проведения.
Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
В соответствии с частью 7 статьи 3.2 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Аналогичное требование законодательства о закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц организатором торгов установлено в пунктах 15.10.1, 15.10.3 Положения, а также пункте 4.14 Извещения.
Таким образом, вышеуказанными положениями Закона о закупках предусмотрена право и возможность отмены организатором торгов конкурентной закупки, в двух случаях, первое - до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, второе - до заключения договора, но при условии возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
При изучении материалов рассматриваемой Жалобы, Комиссией Новгородского УФАС России было установлено следующее.
Согласно пункту 23 Информационной карты Извещения "заявки подаются, начиная с 25 января 2019 г., и до 09 часов 00 минут 04 февраля 2019 г.".
В соответствии с пунктом 26 Информационной карты Извещения дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок (подведения итогов) 04 февраля 2019 года.
Однако 06.02.2019, т.е. после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, организатор торгов - АО "СКТБ РТ" на официальном сайте разместил извещение об отмене рассматриваемой закупки, связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы, влияющими на целесообразность закупки, а именно в связи с освобождением собственных мощностей в металлообрабатывающем производстве и организации трех-сменной работы на фрезерных станках с ЧПУ.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Значение понятий чрезвычайности и непредотвратимости раскрыто Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 (далее - Постановление Пленума).
Согласно Постановлению Пленума требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Рассмотрев материалы Жалобы, а также оценив обстоятельства, послужившие основанием для принятия организатором торгов - АО "СКТБ РТ" решения об отмене определения поставщика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для принятия организатором торгов - АО "СКТБ РТ" решения об отмене определения поставщика (освобождение собственных мощностей в металлообрабатывающем производстве и организации трех-сменной работы на фрезерных станках с ЧПУ), не носят характера чрезвычайности и непредотвратимости.
В силу Постановления Пленума, указанные обстоятельства не являются исключительными и непредотвратимыми, так как их наступление, в данном случае, было возможно.
Имеющиеся в материалах Жалобы документы и сведения не подтверждают наличие в данном случае каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, позволяющих организатору торгов принять решение об отмене рассматриваемого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за рамками установленного срока (до заключения договора, но при условии возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством).
Таким образом, в действиях организатора торгов заказчика - АО "СКТБ РТ" содержаться нарушения частей 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившихся неправомерном принятии заказчиком решения об отмене рассматриваемой закупки с нарушением требований действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В данной части Жалоба является обоснованной.
При этом довод подателя Жалобы относительно того, что организатором торгов - АО "СКТБ РТ" не был размещен на официальном сайте протокол подведения итогов закупки, является необоснованным исходя из следующего.
Согласно пункту 15.9.4 Положения по результатам проведенного рассмотрения заявок и проведенной оценки и сопоставления заявок закупочной комиссией оформляет соответствующий протокол об итогах закупки.
В соответствии с пунктом 15.9.6 Положения протокол об итогах закупки должен быть официально размещен в срок не позднее 3 (трех) дней со дня подписания такого протокола.
Однако в связи с тем, что организатором торгов - АО "СКТБ РТ" было принято решение об отмене рассматриваемой закупки, заявки участников закупки не рассматривались, протокол подведения итогов запроса котировок не составлялся, следовательно не был и не мог быть размещен на официальном сайте.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
При решении вопроса о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении установленных нарушений закона о закупках, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает, что согласно вышеуказанным письменным возражениям на Жалобу заказчик с февраля 2019 и до настоящего времени не имеет потребности в поставке товара, являющегося предметом рассматриваемой закупки, поскольку данные металлические изделия производятся им самостоятельно и в достаточном количестве.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - Акционерного общества "Завод имени М.И. Калинина" (1870260, г. Никольское, Тосненский р-н, Ленинградская обл., Ульяновское шоссе, д. 1, литер А) на действия заказчика - Акционерного общества "Специальное конструкторское - технологическое бюро по релейной технике" (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55 ) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку металлического изделия КОРПУС, извещение N 31907450630 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.01.2019, частично обоснованной в части довода о принятии заказчиком решения об отмене рассматриваемой закупки с нарушением требований действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
2. Признать в действия организатора торгов заказчика - Акционерного общества "Специальное конструкторское - технологическое бюро по релейной технике" нарушения частей 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках.
3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не выдавать в связи с отсутствием у заказчика потребности в поставке товара являющегося предметом рассматриваемой закупки.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии С.О. Михайлов
М.Е. Фомин
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.04.2019