по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 08 апреля 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
в отсутствии заявителя общества с ограниченной ответственностью "КМ Инженерные системы" (место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Троицкий пр, 6, лит. А, пом. 93, ИНН 7839075842, КПП 783901001, ОГРН 1167847480635),
при участии представителей заказчика акционерного общества "Сахаэнерго" (место нахождения: 677001, г. Якутск, пер. Энергетиков, 2, ИНН 1435117944, КПП 143501001, ОГРН 1021401044830),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "КМ Инженерные системы" (далее - ООО "КМ Инженерные системы", заявитель) на действия (бездействие) заказчика, акционерного общества "Сахаэнерго" (далее - АО "Сахаэнерго", заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования ИТ (369.1-2) (извещение N 31907555841),
у с т а н о в и л а:
01 апреля 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "КМ Инженерные системы" на действия (бездействие) АО "Сахаэнерго" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования ИТ (369.1-2) (извещение N 31907555841), нарушающие законодательство о закупках.
Согласно доводам заявителя, изложенным в жалобе, заявка ООО "КМ Инженерные системы" на участие в вышеуказанной закупке отклонена по основанию не соответствия требованиям документации о закупке. Согласно проведенной заказчиком оценке финансовой устойчивости заявитель имеет кризисное финансовое состояние. При этом, организатором процедуры представлены только результаты рассмотрения заявок, выраженные в итоговой оценке без предоставления информации о том, как именно рассчитывалась данная оценка. Сами расчеты не представлены, в связи с чем убедиться в правильности расчетов АО "Сахаэнерго" не представляется возможным, оценка финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности трех кварталов 2018 года является не объективной.
Кроме этого, по мнению ООО "КМ Инженерные системы" установление заказчиком критерия как финансовое состояние является избыточным и ограничивает конкуренцию.
На рассмотрении жалобы по существу, представители заказчика пояснили, что оценка финансового состояния (устойчивости) ООО "КМ Инженерные системы" была проведена в соответствии с пунктом 2.6. "Методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур", являющегося приложением N7 к документации о закупке.
Так, при сопоставлении итоговой оценки с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с таблицей 3 указанной Методики было определено, что финансовое состояние участника кризисное. Данное несоответствие обязательным требованиям, выявленное в заявке, послужило достаточным основанием для отклонения предложения ООО "КМ Инженерные системы" в соответствии подпунктом 3 пункта 10.1 приложения N 3 (требования к участникам) к документации о закупке.
При этом, заказчик отмечает, что установленный методикой порядок оценки финансового состояния заранее раскрыт участникам закупки, в равной мере применяется ко всем участникам, подаче заявок на участие в закупке не препятствует, в связи с чем утверждение заявителя о том, что установленное в документации о закупке требование, направленное на оценку финансовой устойчивости участников, является излишним и необоснованным следует признать неосновательным.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
АО "Сахаэнерго" провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Протоколом заседания Совета директоров ПАО "РусГидро" от 04.10.2018 N 277 (далее - Положение).
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Как следует из материалов рассмотрения жалобы, 27.02.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31907555841 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования ИТ (369.1-2) (далее - извещение), документация о закупке, утвержденная заместителем председателя закупочной комиссии П.С. Кондратьевым 21.02.2019 с приложениями: N 1 - Технические требования, N 2 - Проект договора, N3 - Требования к участникам, N4 - Состав заявки, N5 - Отборочные критерии рассмотрения заявок, N6 - Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок, N7 - Методика проверки надежности (деловой репутации) и
финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур (далее - Методика проверки ДРиФС), N 8 - Структура НМЦ (в формате excel).
Согласно извещению и документации о закупке предметом договора является: Лот N369.1 Право заключения договора на поставку оборудования ИТ (компьютеры), Лот N369.2 Право заключения договора на поставку оборудования ИТ (сетевое оборудование). Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: по лоту N369.1 2 804 000,00 руб., без учета НДС, 3 364 800,00 руб., с учетом НДС; по лоту N369.2 3 574 000,00 руб., без учета НДС, 4 288 800,00 руб., с учетом НДС.
Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 22 которого под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Положением АО "Сахаэнерго", регламентирующим закупочную деятельность заказчика, предусмотрен способ закупки путем проведения запроса предложений (подпункт в пункта 4.1.1).
Пунктом 7.6 Положения установлен порядок его проведения, в том числе рассмотрение заявок на участие в запросе предложений осуществляется в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 7.2.10 настоящего Положения (пункт 7.6.10.1 Положения).
В соответствии с пунктом 7.2.10.3 Положения рекомендуется осуществлять оценку заявок в следующем порядке: рассмотрение (отборочная стадия) в соответствии с пунктом 7.2.10.4 настоящего Положения; оценка и сопоставление заявок в соответствии с пунктами 7.2.10.5-7.2.10.12 настоящего Положения.
Согласно пункту 7.2.10.4 Положения в рамках отборочной стадии последовательно выполняются следующие действия: проверка заявок на соблюдение требований документации о закупке к оформлению заявок; проверка участника на соответствие требованиям конкурса (в случае, если квалификационный отбор не проводился).
Приложением N3 к документации о закупке установлены требования к участникам, согласно которым чтобы претендовать на победу в закупке и получение права заключить договор с заказчиком, участник самостоятельно или коллективный участник в целом должен отвечать нижеуказанным требованиям и включить в состав заявки нижеуказанные документы, подтверждающие его соответствие установленным требованиям, в том числе участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС). Для подтверждения соответствия претендента указанному требованию участнику необходимо в составе заявки приложить копию составленных в соответствии с действующим законодательством РФ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год), с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом (подпункт 3 пункта 10.1 Приложения N3 к документации о закупке).
Кроме того, в приложении N4 к документации о закупке приведена форма данных бухгалтерской отчетности (форма 8).
Так, участнику необходимо заполнить таблицу согласно форме 8 и указать следующие сведения: по состоянию на отчетную дату последнего отчетного периода; по состоянию на отчетную дату отчетного периода, предшествующего последнему отчетному периоду; по состоянию на отчетную дату последнего завершенного квартала:
Согласно подпункту б пункта 4.9.6 документации о закупке по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки в случае несоответствия участников требованиям документации о закупке.
Как указано выше, показатель финансового состояния оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС, являющегося приложением N7 к документации о закупке.
Согласно пункту 2.6.1 Методики проверки ДРиФС для осуществления проверки финансового состояния (устойчивости) используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетные периоды (кварталы / года), установленные в документации о закупке, а именно: данные из бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001) и данные из отчета о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002); или данные, содержащиеся в заявке (требования к оформлению таких данных устанавливаются в документации о закупке), которые предоставлены вместо данных, указанных в пункте 2.6.1(б) настоящей методики (случаи предоставления таких данных определены в пункте 2.6.2 настоящей методики).
Из материалов рассмотрения жалобы и анализа документов, имеющихся составе заявки ООО "КМ Инженерные системы" установлено, что заявителем представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016 год, 2017 год и на 30 июня 2018 года (по двум и более отчетным периодам) и в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.6.2. Методики оценки ДРиФС заявитель относится к участнику "Тип 1 участника".
Согласно пояснениям представителей заказчика оценка финансового состояния (устойчивости) заявителя осуществлена по данным 2 (двух) отчетных периодов, содержащихся в предоставленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом, учитывая, что ООО "КМ Инженерные системы" зарегистрировано как юридическое лицо 15 декабря 2016 г. для осуществления проверки финансового состояния были использованы данные, представленной в составе заявки бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 г., содержащие показатели предыдущего отчетного периода - 2016 г.
Признать бухгалтерскую отчетность ООО "КМ Инженерные системы" за 2016 г. как "нулевая" невозможно, так как при оценке финансовой устойчивости используются показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетные периоды (кварталы/года), установленные в документации о закупке, состоящие из данных бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001) и данных из отчета о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002) (пп. "а" п. 2.6.1. Методики оценки ДРиФС). Экспертиза финансового состояния предприятия рассматривается в комплексе, как с позиции полученного финансового результата (выручка, прибыль, убыток), так и стоимости имущества и обязательств организации.
Так, согласно пункту 2.6.4 Методики оценки ДРиФС для рассчитанных финансовых показателей применили весовые коэффициенты: за 2016 г. - 33,3% и за 2017 г. - 66,7%., и согласно представленным заказчиком сведениям расчет произведен следующим образом:
Расчет финансовых показателей за 2016 год:
1) Порядок расчета финансовых показателей (п.2.6.3 Методики оценки ДРиФС) согласно формулам (п.2.7-2.16 Методики оценки ДРиФС):
а) Доля привлеченных средств в пассивах, % (п.2.7 Методики оценки ДРиФС):
Стр1400+Стр1500Стр1700*100=0+010000*100=0,000
б) Рентабельность инвестированного капитала, % (п.2.8 Методики оценки ДРиФС):
Стр2300+Стр2330*1-02Стр1300+Стр1410*100=0+0*1-0,210000+0*100=0*0,810 000*100=010000*100=0,00
в) Долг/EBITDA, год (п.2.9 Методики оценки ДРиФС):
Стр1410+Стр1510-Стр1250Стр2300+Стр2330+Стр115010=0+0-100000+0+010=0+ -100000=-100000=Математически делить на ноль не определено, присваиваем минимально
возможный балл 1 000,00
г) Период оборота дебиторской задолженности, день (п.2.10 Методики оценки ДРиФС):
Стр1230*360Стр2110=0*3600= Математически делить на ноль не определено, присваиваем минимально
возможный балл 1 000,00
д) Период оборота кредиторской задолженности, день (п.2.11 Методики оценки ДРиФС):
Стр1520*360Стр2110=0*3600=Математически делить на Нольне определено, присваиваем минимально
возможный балл 1 000,00
е) Коэффициент абсолютной ликвидности (п.2.12 Методики оценки ДРиФС):
Стр1250+Стр1240Стр1500=10000+00=100000==Математически делить на ноль не определено, присваиваем минимально
возможный балл -1 000,00
ё) Коэффициент покрытия внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования (п.2.13 Методики оценки ДРиФС):
Стр1100Стр1300+Стр1400=010000+0=010000=0,00
ж) Коэффициент финансовой независимости (автономии) (п.2.14 Методики оценки ДРиФС):
Стр1300Стр1700=1000010000=1,00
з) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к годовой выручке (п.2.15 Методики оценки ДРиФС):
Цена договораСтр2110=20605000= Математически делить на ноль не определенно, присваиваем минимально
возможный балл 1 000,00
и) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к активам (п.2.16 Методики оценки ДРиФС):
Цена договораСтр1600=206050010000=206,05
2) Рассчитанные финансовые показатели усредняются с учетом весовых коэффициентов (п.2.6.4 Методики оценки ДРиФС). За 2016 г. взят весовой коэффициент - 33,3%
а) Доля привлеченных средств в пассивах, %: 0,000*33,3%= 0,000;
б) Рентабельность инвестированного капитала, % (п.2.8 Методики оценки ДРиФС): 0,000*33,3%= 0,000;
в) Долг/EBITDA, год: 1 000,00*33,3%=333,000;
г) Период оборота дебиторской задолженности, день: 1 000,00*33,3%=333,000;
д) Период оборота кредиторской задолженности, день: 1 000,00*33,3%= 333,000
е) Коэффициент абсолютной ликвидности: -1 000,00*33,3%= -333,00;
ё) Коэффициент покрытия внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования:
0,000*33,3%= 0,000 ;
ж) Коэффициент финансовой независимости (автономии): 1,00*33,3%=0,333;
з) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к годовой выручке: 1 000,00*33,3%= 333,00
и) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к активам: 206,05*33,3%=68,615
Расчет финансовых показателей за 2017 год:
1) Порядок расчета финансовых показателей (п.2.6.3 Методики оценки ДРиФС) согласно формулам (п.2.7-2.16 Методики оценки ДРиФС):
а) Доля привлеченных средств в пассивах, % (п.2.7 Методики оценки ДРиФС):
Стр1400+Стр1500Стр1700*100=0+30860003145000*100=98,124
б) Рентабельность инвестированного капитала, % (п.2.8 Методики оценки ДРиФС):
Стр2300+Стр2330*1-02Стр1300+Стр1410*100=61000+0*1-0,259000+0*100=610 00*0,859000*100=4880059000*100=82,712
в) Долг/EBITDA, год (п.2.9 Методики оценки ДРиФС):
Стр1410+Стр1510-Стр1250Стр2300+Стр2330+Стр115010=0+78000-3200061000+ 0+010=78000-3200061000=4600061000=0,754
г) Период оборота дебиторской задолженности, день (п.2.10 Методики оценки ДРиФС):
Стр1230*360Стр2110=15000*3604948000= 54000004948000=1,091
д) Период оборота кредиторской задолженности, день (п.2.11 Методики оценки ДРиФС):
Стр1520*360Стр2110=3008000*3604948000=10828800004948000=218,852
е) Коэффициент абсолютной ликвидности (п.2.12 Методики оценки ДРиФС):
Стр1250+Стр1240Стр1500=32000+18960003086000=284030003086000=0,625
ё) Коэффициент покрытия внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования (п.2.13 Методики оценки ДРиФС):
Стр1100Стр1300+Стр1400=059000+0=059000=0,00
ж) Коэффициент финансовой независимости (автономии) (п.2.14 Методики оценки ДРиФС):
Стр1300Стр1700=590003145000=0,019
з) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к годовой выручке (п.2.15 Методики оценки ДРиФС):
Цена договораСтр2110=20605004948000=0,416
и) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к активам (п.2.16 Методики оценки ДРиФС):
Цена договораСтр1600=20605003145000=0,655
2) Рассчитанные финансовые показатели усреднены с учетом весовых коэффициентов (п.2.6.4 Методики оценки ДРиФС): За 2017 г. взят весовой коэффициент - 66,7%
а) Доля привлеченных средств в пассивах, %: 98,124 *66,7%= 65,449;
б) Рентабельность инвестированного капитала, %: 82,712*66,7 %= 55,169;
в) Долг/EBITDA, год: 0,754 *66,7%= 0,503;
г) Период оборота дебиторской задолженности, день: 1,091 *66,7=0,728;
д) Период оборота кредиторской задолженности, день: 218,852*66,7%= 145,974
е) Коэффициент абсолютной ликвидности: 0,625 *66,7%= 0,417;
ё) Коэффициент покрытия внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования:
0,000*66,7%= 0,000 ;
ж) Коэффициент финансовой независимости (автономии): 0,019 *66,7%=0,013;
з) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к годовой выручке: 0,416 *66,7%= 0,278
и) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к активам 0,655 *66,7%=0,437
Усредненный (средневзвешенный) рассчитанный показатель за 2 года:
а) Доля привлеченных средств в пассивах: 65,449+0,00= 65,4;
б) Рентабельность инвестированного капитала: 55,169+0,00=55,2;
в) Долг/EBITDA, год: 0,503+333,00= 334;
г) Период оборота дебиторской задолженности, день: 0,728+333,00= 334;
д) Период оборота кредиторской задолженности, день: 145,974+333,00=479
е) Коэффициент абсолютной ликвидности: 0,417+(-333,00)= - 332,58;
ё) Коэффициент покрытия внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования:
0,000+0,000= 0,000;
ж) Коэффициент финансовой независимости (автономии): 0,013+0,333= 0,35 ;
з) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к годовой выручке: 0,278+333,00= 333,28
и) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к активам: 0,437+68,615= 69,05
Перевод рассчитанного усредненного показателя за 2 года в баллы осуществлен в соответствии с пунктом 2.6.5. Методики оценки ДРиФС где каждому показателю присвоена оценка по шкале от 0 баллов до 1 балла следующим образом:
а) Доля привлеченных средств в пассивах: 65,4 что соответствует 1 баллу;
б) Рентабельность инвестированного капитала: 55,2 что соответствует 1 баллу;
в) Долг/EBITDA, год: 334 что соответствует 0 баллов;
г) Период оборота дебиторской задолженности, день: 334 что соответствует 0 баллов;
д) Период оборота кредиторской задолженности, день: 479 что соответствует 0 баллов;
е) Коэффициент абсолютной ликвидности: - 332,58 что соответствует 0 баллов;
ё) Коэффициент покрытия внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования:
0,000 что соответствует 1 баллу;
ж) Коэффициент финансовой независимости (автономии): 0,35 что соответствует 1 баллу;
з) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к годовой выручке: 333,28 что соответствует 0 баллов;
и) Коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к активам: 69,05 что соответствует 0 баллов.
Расчет итоговой оценки произведен в соответствии с пунктом 2.6.6. Методики оценки ДРИФС и сумма всех оценок усредненных рассчитанных показателей в баллах поделена на общее количество показателей:
Сумма всех рассчитанных показателей в баллахОбщее количество показателей=1+1+0+0+0+0+1+1+0+010=410=0,4
При сопоставлении итоговой оценки с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с таблицей 3 Методики оценки ДРиФС определено, что финансовое состояние ООО "КМ Инженерные системы" кризисное.
Учитывая вышеизложенное, антимонопольным органом нарушений в части проведенной заказчиком проверки финансовой устойчивости участника согласно требованиям Методики оценки ДРиФС не выявлено.
Таким образом, довод заявителя о не объективной оценке финансового состояния заявителя и необоснованном отклонении заявки ООО "КМ Инженерные системы" не нашел своего подтверждения.
В силу части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения, в том числе: результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка (подпункт б пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках).
Согласно протоколу процедуры вскрытия поступивших конвертов с заявками участников N369.1-2-В от 06.03.2019 на участие в рассматриваемой закупке по лоту N369.1 поступило 4 заявки, в том числе от заявителя.
Согласно протоколу рассмотрения заявок участников N369.1-2 -Р 18.03.2019 г. заявка участника ООО "КМ Инженерные системы" отклонена от дальнейшего рассмотрения на основании подпункта "б" пункта 4.9.6 документации о закупке как несоответствующая следующим требованиям: По результатам проверки финансового состояния (устойчивости) на основании предоставленной бухгалтерской отчетности за 2018 год участник имеет кризисное финансовое состояние (итоговая оценка - 0,40), что не соответствует требованиям пункта 3 таблицы 10.1 Приложения N3 к документации о закупке, в котором установлено: "Участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС)".
Учитывая что, протокол, составленный в ходе осуществления конкурентной закупки содержит сведения о результатах рассмотрения заявок, информацию об обосновании отклонения заявки ООО "КМ Инженерные системы" с указанием положений документации о закупке, нарушений требований части 13 статьи 3.2 Закона о закупках и принципа информационной открытости установленного пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках не установлено.
Кроме того, участник имел возможность воспользоваться правом, определенным пунктом 7.2.15.3 Положения согласно которому, по официальному письменному требованию любого проигравшего участника организатор закупки обязан в письменном виде официально представить ему информацию о причинах отклонения его заявки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
В рассматриваемом случае финансовые показатели деятельности участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный документацией о закупке, в связи с чем использование спорных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.
Установленные заказчиком требования, связанные с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, рассматриваемые действия заказчика не содержат признаков ограничения конкуренции.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а :
Признать жалобу ООО "КМ Инженерные системы" на действия (бездействие) заказчика АО "Сахаэнерго" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования ИТ (369.1-2) (извещение N 31907555841) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 апреля 2019 г. N 014/07/18.1-65/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.04.2019