Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, <_>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <_>, рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закона о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения Закона о рекламе при размещении рекламной конструкции в г.Новокузнецке, по пр.Строителей, в районе дома 57 А.
В результате рассмотрения заявления Кемеровским УФАС России установлено следующее.
На территории г.Новокузнецка вблизи проезжей части по пр.Строителей размещена рекламная конструкция с текстом следующего содержания: "Техосмотр, автострахование, диагностика пр.Строителей, 57а, тел. <_>" с изображением стрелки, указывающей направление на местонахождение организации.
Из ответа ООО "Т2 Мобайл", представленного в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что номер телефона, указанный в тексте рекламы, закреплен за физическим лицом <_>, зарегистрированным по адресу: <_>. Указанный адрес подтвержден сведениями, поступившими от Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Кемеровской области.
<_> представил в адрес Кемеровского УФАС России пояснения о том, что на территории г.Новокузнецка в районе дома 57 А, к.1, им размещена конструкция с целью ознакомления потребителей с его работой, услугой. Данная конструкция, по мнению <_>, является вывеской, а не рекламой. Разрешение органов местного самоуправления на размещение указанной конструкции по запросу Кемеровского УФАС России <_> не представлено.
Согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы, <_> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 28.10.2014, <_>, основным видом деятельности является технический осмотр автотранспортных средств, одним из дополнительных видов - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Однако размещение на конструкции сведений об адресе нахождения организации c указанием её номера телефона и видов деятельности, расположенной не в месте осуществления хозяйственной деятельности, может рассматриваться как реклама, поскольку Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит указания на то, что данная информация является обязательной к размещению не в месте нахождения организации, следовательно, на такую информацию распространяются положения Закона о рекламе.
Таким образом, информация о местонахождении - адресе организации, её номере телефона и видов осуществляемой деятельности, размещенная на территории г. Новокузнецка по пр.Строителей, 57 (вблизи проезжей части дороги) подлежит квалификации в качестве рекламы.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, Закон о рекламе закрепляет необходимость получения разрешения органов местного самоуправления на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ "О рекламе".
Рекламораспространителем рекламы, содержащей признаки нарушения части 9 статьи 19 ФЗ "О рекламе" является ИП <_>.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 042/05/19-451/2019 в отношении ИП <_> по признакам нарушения требований части 9 статьи 19 ФЗ "О рекламе".
2. Назначить дело N 042/05/19-451/2019 к рассмотрению на 08 мая 2019 года на 11 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул.Ноградская, д.5, каб. 309 (регистрация участников дела состоится в 10 часов 50 минут в каб. 316).
Явка представителей лиц, участвующих в деле с доверенностями, оформленными надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 29 марта 2019 г. N 042/05/19-451/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.03.2019