Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от АО "Завод радиотехнического оборудования" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Управление проектами" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.03.2019 вх. N 9022-ЭП/19) ООО "Управление проектами" на действия Организатора торгов АО "Завод радиотехнического оборудования" при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку шкафов для безопасного хранения ЛВЖ для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31907674130), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
22 марта 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907674130 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку шкафов для безопасного хранения ЛВЖ для нужд АО "ЗРТО" (далее - Закупка), включая документацию о запросе котировок (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Завод радиотехнического оборудования" (далее - Положение о закупках) в редакции от 22.01.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
390 156 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
22.03.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
02.04.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
05.04.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://msp.roseltorg.ru |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907674130 не был заключен договор.
2. Заявитель обжалует ограничивающее конкуренцию требование Организатора торгов, установленное в Документации, о подтверждении участником Закупки наличия опыта поставки товаров, аналогичных предмету Закупки, за срок не менее 3-х прошедших лет и исполненных на момент подачи заявки, что подтверждается копиями не менее 5 (пяти) договоров, либо товарных накладных (УПД и/или актов сдачи-приемки) по договорам с указанием номера договора, сумма каждого из которых составила не менее 25% от начальной (максимальной) цены договора.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Завод радиотехнического оборудования" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Управление проектами" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/10170/19 от 28.03.2019, был представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/10170/19 от 28.03.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с п. 6.11.3 Положения о закупках при проведении аукциона и запроса котировок заказчик вправе установить следующие квалификационные требования к участникам закупки:
наличие опыта и квалификации;
наличие материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для выполнения обязательств по договору и обеспечивающих финансовую устойчивость участника;
наличие кадрового потенциала.
Как следует из п. 6.11.4 Положения о закупках, конкретные обязательные, дополнительные и квалификационные требования к участникам закупки и документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанным требованиям, устанавливаются заказчиком в документации процедуры закупки с учетом настоящего Положения.
Согласно пп. 18 п. 13.4 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение) участники в составе заявки на участие в Закупке предоставляют данные о своем опыте поставки товаров/оказания услуг/выполнения работ, аналогичных предмету запроса котировок, за срок не менее 3-х прошедших лет исполненных на момент подачи заявки, (Подтверждается копиями не менее 5 (пяти) договоров, либо товарных накладных (УПД и/или актов сдачи-приемки) по договорам с указанием номера договора (сумма каждого из которых составила не менее 25 % от начальной (максимальной) цены, с предметом договора аналогичных предмету запроса котировок). Информация с приложенными документами должна быть оформлена в соответствии с приложением "Форма N 4 Опыт выполнения работ" к настоящему Извещению. В случае не предоставления копий договоров (актов сдачи приемки) опыт считается не подтвержденным.
Представитель Организатора торгов пояснила, что требование Организатора торгов, указанное в пп. 18 п. 13.4 Извещения, о подтверждении участником Закупки наличия опыта поставки товаров, аналогичных предмету Закупки, установлено в соответствии с п.п. 6.11.3, 6.11.4 Положения о закупках, предъявляется ко всем потенциальным участникам Закупки и не является чрезмерным, в связи с чем отсутствуют признаки необоснованного ограничения конкуренции.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что п.п. 6.11.3, 6.11.4 Положения о закупках предусмотрено общее условие о праве заказчика устанавливать квалификационные требования к участникам закупки о наличии опыта и квалификации.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России приходит выводу о том, что ввиду установленного в пп. 18 п. 13.4 Извещения требования Организатором торгов созданы такие условия, следуя которым потенциальные участники Закупки, которые осуществляют свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства, располагающие необходимыми квалификацией, ресурсами и возможностями поставки закупаемого товара, но не имеющие требуемого согласно пп. 18 п. 13.4 Извещения объема опыта исполненных договоров (не менее 5 (пяти) договоров, с ценой каждого такого договора не менее 25% от начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам Закупки, то есть на общую сумму не менее 125% от начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам Закупки), в том числе и непосредственно за определенный период (не менее 3-х прошедших лет), необоснованно ограничены в своем праве принять участие в процедуре Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в пп. 18 п. 13.4 Извещения чрезмерного, ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки, являющегося условием допуска к участию в процедуре Закупки, об обязательном подтверждении участником Закупки наличия опыта поставки товаров, аналогичных предмету Закупки, за срок не менее 3-х прошедших лет и исполненных на момент подачи заявки, что подтверждается копиями не менее 5 (пяти) договоров, либо товарных накладных (УПД и/или актов сдачи-приемки) по договорам с указанием номера договора, сумма каждого из которых составила не менее 25% от начальной (максимальной) цены договора, с предметом договора аналогичному предмету Закупки, нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 27.03.2019 вх. N 9022-ЭП/19) ООО "Управление проектами" на действия Организатора торгов АО "Завод радиотехнического оборудования" (ИНН: 7826159171, ОГРН: 1027810341228) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку шкафов для безопасного хранения ЛВЖ для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31907674130) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов АО "Завод радиотехнического оборудования" (ИНН: 7826159171, ОГРН: 1027810341228) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного установления в пп. 18 п. 13.4 Извещения чрезмерного, ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки, являющегося условием допуска к участию в процедуре Закупки, об обязательном подтверждении участником Закупки наличия опыта поставки товаров, аналогичных предмету Закупки, за срок не менее 3-х прошедших лет и исполненных на момент подачи заявки, что подтверждается копиями не менее 5 (пяти) договоров, либо товарных накладных (УПД и/или актов сдачи-приемки) по договорам с указанием номера договора, сумма каждого из которых составила не менее 25% от начальной (максимальной) цены договора, с предметом договора аналогичному предмету Закупки.
3) Выдать Организатору торгов АО "Завод радиотехнического оборудования" (ИНН: 7826159171, ОГРН: 1027810341228) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку шкафов для безопасного хранения ЛВЖ для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31907674130) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
02 апреля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 02.04.2019 N Т02-204/19 по жалобе на действия организатора торгов АО "Завод радиотехнического оборудования" при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку шкафов для безопасного хранения ЛВЖ для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31907674130, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов АО "Завод радиотехнического оборудования" (ИНН: 7826159171, ОГРН: 1027810341228) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку шкафов для безопасного хранения ЛВЖ для нужд АО "ЗРТО" (извещение N 31907674130), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 29 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.04.2019