Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> ,
в присутствии:
- представителя ООО "Фортуна" - <_> (доверенность от 01.04.2019), генерального директора ООО "Стройинком" - <_>., представителя ООО "Стройинком" - <_> (доверенность от 25.03.2019 N7),
- представителей ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 26.06.2018 N35), <_>. (доверенность от 21.08.2018 N45), <_> (доверенность от 03.04.2019 N 18),
- представителя Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) - <_>. (доверенность от 07.02.2019 N7),
В отсутствие представителей ООО "Бур-Байкал Строй", ООО "ЛИМА", ООО "Новая Линия", ООО "Райагропромстрой", ООО "Стройинком" - надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобы ООО "Фортуна" (вх. от 28.03.2019 N 1959), ООО "Бур-Байкал Строй" (вх. от 29.03.2019 N 2018), ООО "ЛИМА" (вх. от 29.03.2019 N 2017), ООО "Новая Линия" (вх. от 29.03.2019 N 2004), ООО "Райагропромстрой" (вх. от 29.03.2019 N 2023), ООО "Стройинком" (вх. от 29.03.2019 N 2024) на действия (бездействие) заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ", номер извещения - 0102200001619000335 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Заявители указывают, что согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указывать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Заказчик установил требования по показателям, которые не соответствуют стандартам, вводят в заблуждение участников закупки и не позволяют составить заявку с корректными показателями.
Кроме того, по некоторым показателям установлены требования к описанию показателей, которые могут быть определены только опытным путем, путем проведения соответствующих испытаний.
Также указывают, что инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение, содержит противоречивые разъяснения одних и тех же словосочетаний и знаков, и не позволяет надлежащим образом оформить заявку.
В жалобе ООО "Стройинком" помимо вышеуказанных доводов содержался довод о противоречии приложения N4 к контракту требованиям пункта 5.7.1 проекта контракта. Согласно п,5.7.1 проекта контракта Заказчик обязан произвести оплату аванса в размере 20% от цены контракта, однако в приложении N4 к проекту контракта указано "аванс не предусмотрен", что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме.
На основании изложенного просят признать жалобы обоснованными и выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, с доводами жалобы не согласились, дали пояснения, из которых следует, что положения документации о закупке и инструкция по заполнению первой части заявки позволяют участникам сформировать надлежащим образом заявку. Требования к описанию показателей товара, по их мнению, не противоречат значениям, предусмотренным Стандартом. Требования к описанию показателей, которые могут быть определены только опытным путем, путем проведения соответствующих испытаний Заказчиком не устанавливались, поскольку, приобретая товар у производителя, участник может узнать все необходимые параметры товара, кроме того согласно инструкции по заполнению заявки описание конкретных показателей в случае невозможности их описания не требовалось, достаточно было указать показатели в соответствии с техническими регламентами, ГОСТами.
С доводами ООО "Стройинком" о несоответствии приложения N4 к проекту контракта требованиям пункта 5.7.1 проекта контракта согласились. Пояснили, что первоначально выплата аванса документацией об аукционе не предусматривалась, но затем были внесены изменения в документацию о закупке, и в приложении N4 формулировка "аванс не предусмотрен" ошибочно не была исправлена. Просят учесть, что данное несоответствие явилось технической ошибкой.
Просили признать жалобы необоснованными.
Представитель Уполномоченного органа пояснила, что разработка требований к материалам, используемым при проведении работ по строительству является обязанностью Заказчика. С доводами ООО "Стройинком" по разночтению проекта контракта и приложения N4 к проекту контракта согласна.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
14.03.2019 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) было опубликовано извещение и документация о проведении Аукциона N 0102200001619000335 в действующей редакции. Начальная (максимальная) цена контракта - 281 954 477,00 рублей.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложением N 5 к документации об аукционе предусмотрены Требования к качеству и характеристикам товаров, используемых при выполнении работ. Также содержится подробная инструкция по заполнению заявки.
Доводы Заявителей, что установленные требования, конкретные значения по которым невозможно предоставить и несут избыточные требования (по позициям щебень (содержание зерен плпастинчатой (лещадной) и игловатой формы), песок (содержание зерен крупностью), смеси асфальтобетонные (доля зерен не более 20 мм по диапазонам по массе, предел прочности при сжатии) и т.д. ограничивают доступ к участию в закупке, признаны необоснованнымы в силу следующего:
В инструкции по заполнению заявки участником закупки (приложение N5 к документации об аукционе) указано: "В случае, когда технические документы на используемый товар содержат в себе диапазонные или неконкретные значения характеристик товара, то есть не позволяют указывать конкретные значения параметров товара, а также в случае если участник закупки не имеет в наличии товар, который планирует использовать при выполнении работ, или будет использовать товар из разных партий поставок, в заявке для показателей, значения которых становятся известными только по результатам испытаний, допускается указывать диапазонные и неконкретные значения показателей товара, но при этом указанные значения должны соответствовать требованиям документации об аукционе, технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, для заказчика такие значения будут являться конкретными значениями показателей. Таким образом, заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки конкретных значений показателей результатов испытаний и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки, конкретных значений показателей результатов испытаний, и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе".
В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям. Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
2. По доводу жалобы ООО "Стройинком" о противоречии приложения N4 к проекту контракта требованиям пункта 5.7.1 проекта контракта, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о наличии технической ошибки в приложении N4 к проекту контракта и необходимости выдачи предписания для ее устранения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Фортуна", ООО "Бур-Байкал Строй", ООО "ЛИМА", ООО "Новая Линия", ООО "Райагропромстрой" необоснованными;
Признать жалобу ООО "Стройинком" обоснованной в части доводов о противоречии приложения N4 к проекту контракта требованиям пункта 5.7.1 проекта контракта;
Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание;
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 3 апреля 2019 г. N 04-50/101-2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.04.2019