Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия), в составе:
А.В. Гаджиевой - председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;
В.П. Фролова - члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
Е.С. Донецкова - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью СПАО "РЕСО-Гарантия" (далее - СПАО "РЕСО-Гарантия", заявитель) на действия (бездействие) заказчика ООО "Тепловая генерация г. Волжского" (далее - заказчик), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) путём проведения открытого запроса технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения,
с участием в заседании комиссии:
от СПАО "РЕСО-Гарантия" - <_> по доверенности N РГ-Д-1603/19 от 14.03.2019;
от ООО "Тепловая генерация г. Волжского" - <_> по доверенности N 14 от 01.01.2019; <_> по доверенности N 73 от 28.03.2019
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступила жалоба СПАО "РЕСО-Гарантия" на действия ООО "Тепловая генерация г. Волжского" (от 21.03.2019 вх. N 2473) при проведении открытого запроса технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения.
Извещение о проведении закупки: N 31907570022 размещено 25.02.2019 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба СПАО "РЕСО-Гарантия" принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 26.03.2019 исх. N 04-10/2038).
В направленной жалобе заявителем выражено несогласие с тем, что заказчик неправомерно отклонил заявку СПАО "РЕСО-Гарантия" на участие в открытом запросе технико-коммерческих предложений в электронной форме.
В направленной жалобе заявителем указано, что конкурсная документация, утвержденная организатором торгов для проведения названной закупки, не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции, а именно - ограничивает конкуренцию, создает преимущественные условия участия некоторым участником закупки, нарушает порядок определения победителя торгов.
Так, в частности, в раздел 6 конкурсной документации "Порядок и критерии оценки предложений участников закупки при приобретении работ (услуг)" включена Техническая часть, содержащая критерии оценки участников закупки.
Критерием N 3 является "Наличие опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК". В зависимости от наличия опыта урегулирования убытков подобных убытков и размеров произведенных страховых выплат установлены шкала оценки и значимость коэффициента.
Вместе с тем, по мнению СПАО "РЕСО-Гарантия" урегулирование убытков в рамках осуществления страхования - это комплекс мероприятий, проводимых страховщиком в целях исполнения обязательств перед страхователем (выгодоприобретателем) при наступлении страхового случая.
Также СПАО "РЕСО-Гарантия" указало, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование осуществляется на случай наступления события, которое должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Иными словами, событие, которое определено сторонами договора страхования в качестве страхового случая, - это случайное событие, наступление которого невозможно предугадать или предвидеть.
При этом, отсутствие опыта урегулирования убытков с выплатой страхового возмещения свыше 300 млн. рублей никак не может свидетельствовать об отсутствии у страховщика-участника закупки N 31907570022 опыта урегулирования убытков вообще или об отсутствии необходимого уровня платежеспособности и финансовой устойчивости.
Данный факт по мнению СПАО "РЕСО-Гарантия" говорит лишь о том, что события, наступление которых потребовало бы выплаты возмещений свыше 300 млн. рублей не наступали, что не зависит от воли страховщика и его страхователей.
Таким образом, как указывает СПАО "РЕСО-Гарантия" критерий "наличие опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК" со шкалой оценки и значимостью коэффициента, установленными в конкурсной документации, не позволяет объективно определить участника наиболее соответствующего требованиям заказчика, поскольку ставит в зависимость оценку, присваиваемую заявке, от обстоятельств независящих от участника закупки N 31907570022. СПАО "РЕСО-Гарантия" указывает, что функциональной (непосредственной) связи указанного критерия с предметом размещения заказа нет.
Таким образом, по мнению СПАО "РЕСО-Гарантия" оценка заявки исключительно по суммам урегулированных убытков, без учета суммы предъявленных страхователем страховщику (суммы обязательств последнего по договору страхования), необоснованно ограничивает круг участников размещения заказа (ограничивает конкуренцию), и предоставляет (может предоставить) необъективные преимущества участнику (участникам) размещения заказа, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ООО "Тепловая генерация г. Волжского" указывает на необоснованность доводов СПАО "РЕСО-Гарантия".
1. В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицом не подававшем заявки, в случае если его права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Заказчик: ООО "Тепловая генерация г. Волжского".
Участники закупки, подавшие заявки: СПАО "РЕСО-Гарантия", ПАО СК "Росгосстрах".
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.
Процедура закупки товаров, работ и услуг позволяет учитывать в качестве критерия отбора участников не только цену (стоимость услуг), но также устанавливать и другие критерии оценки претендентов, что само по себе не нарушает прав и законных интересов участников закупки.
Закон о закупках не содержит императивных норм, предусматривающих порядок и содержание критериев выбора заказчиком организаций - участников закупки.
Включение ООО "Тепловая генерация г. Волжского" данного критерия оценки (Критерий N 3 "Наличие опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК". В зависимости от наличия опыта урегулирования убытков подобных убытков и размеров произведенных страховых выплат установлены шкала оценки и значимость коэффициента) рекомендовано ООО "Тепловая генерация г. Волжского" отделом страхования ПАО "ЛУКОЙЛ", для того чтобы выявить насколько эффективно и качественно ведется урегулирование убытков при наступлении страхового случая, так как от этого зависит степень минимизации негативных последствий для страхователя и соблюдения имущественных интересов страхователя.
В связи с чем, опыт урегулирования убытков является одной из качественных характеристик оказания услуг по страхованию имущества.
Кроме того, в конечном итоге, имущественный интерес страхователя имущества заключается в том, чтобы при наступлении страхового случая получить страховое возмещение в возможно короткие сроки и в максимально допустимом размере.
То есть основной целью договора страхования является гарантированное получение денежного возмещения в случае наступления страхового случая.
Данный критерий позволяет ООО "Тепловая генерация г. Волжского" выбрать страховую организацию, наиболее соответствующей потребностям заказчика, и при этом ни в какой мере не ограничивает состязательности участников закупки и не ограничивает круг участников.
Право юридического лица предъявлять значимые для него требования к участникам закупки само по себе не может рассматриваться как действия, направленные на ограничение конкуренции и нарушающие нормы Закона о защите конкуренции.
Также довод СПАО "РЕСО-Гарантия" о возможных репутационнах рисках, которые могут возникнуть у заявителя, в случае отражения в критерии оценки ("Наличие опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК") сведений о имеющихся клиентах у заявителя, отклоняется комиссией, ввиду следующего.
В заявке, поданной СПАО "РЕСО-Гарантия" для участия в открытом запросе технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения для нужд ООО "Тепловая генерация г. Волжского", полностью отсутствует информация о наличии опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК.
Вместе с тем, в заявке ПАО СК "Росгосстрах" поданной для участия в открытом запросе технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения для нужд ООО "Тепловая генерация г. Волжского" имеется информация о наличии опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК, которая отражена с разбивкой по годам (с 2008 по 2018 г.г.), общей информацией об опыте урегулирования убытков, количестве выплат, а также о суммах выплаченного возмещения.
Следовательно, СПАО "РЕСО-Гарантия" имело возможность указать информацию о наличии опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК, без указания сведений, индивидуализирующих конкретных клиентов, и ссылок на конкретных хозяйствующих субъектов, и как следствие исключить возможные репутационные риски, которые могут возникнуть у СПАО "РЕСО-Гарантия".
Таким образом, закупочная комиссия ООО "Тепловая генерация г. Волжского" приняла правомерное решение об отказе в допуске к участию в закупке СПАО "РЕСО-Гарантия".
При данных обстоятельствах жалоба СПАО "РЕСО-Гарантия" подлежит признанию необоснованной.
2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, комиссией не выявлено. При данных обстоятельствах, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" (ИНН/КПП 7710045520/771001001; ОГРН 1027700042413) на действия заказчика - ООО "Тепловая генерация г. Волжского" (ИНН/КПП 3435126710/343501001; ОГРН 1163443072000) при проведении открытого запроса технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения (реестровый номер закупки 31907570022) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 3 апреля 2019 г. N 034/01/18.1-178/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.04.2019