Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя:
от заказчика - ФГБУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория": <_> (по доверенности);
в отсутствие представителей:
от подателя жалобы - ООО "Стройресурс": не явились (уведомлено надлежащим образом);
рассмотрев жалобу ООО "Стройресурс" на действия заказчика - ФГБУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" при проведении электронного аукциона N 0351100020919000002 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, начальная (максимальная) цена контракта 13 586 986 руб. 35 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Стройресурс" с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" при проведении электронного аукциона N 0351100020919000002 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества.
Суть жалобы ООО "Стройресурс" заключается в следующем.
1. Порядок определения размера штрафа и размера пени установлен соответствующими правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила). Пунктом 4 указанных Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)".
Таким образом, Правилами предусмотрены штрафы, начисляемые поставщику по контракту, заключенному по результатам закупки, участниками которой могли быть только СМП и СОНО. Вместе с тем, штрафы, установленные заказчиком, не предусматривают указанное требование.
2. Подпунктом 8.2 проекта контракта установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня установлена контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пп.8.6 проекта контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Вместе с тем, в соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
В соответствии с положениями п.7 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком (Исполнителем, Подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), следовательно, вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации применяется ключевая става Банка России. Таким образом, указанное заказчиком условие нарушает действующее законодательство.
ФГБУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" в возражениях на жалобу ООО "Стройресурс" сообщило следующее.
1. Согласно п.8.1 проекта контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Таким образом, в проекте контракта установлен безусловный приоритет применения норм права.
Отсутствие в проекте контракте пункта, устанавливающего конкретный размер ответственности за нарушение его условий подрядчиком, являющимся субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией, не исключает применение норм, регулирующих порядок начисления штрафов и неустойки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N1042, и не противоречит ст.ст. 330 и 332 ГК РФ, регулирующим правовой институт в части обеспечения исполнения обязательств посредством законной неустойки, которая применяется независимо от соблюдения письменной формы соглашения о неустойке.
2. Условия проекта контракта, содержащиеся в п. 8.2. и п.8.6, сформулированы заказчиком с учетом норм Закона о контрактной системе, а также подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения мер ответственности в связи с нарушением подрядчиком (поставщиком, исполнителем) условий контракта, заключенного по результатам закупки.
В частности, в соответствии с п.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, указанная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения порядка начисления пени, а носит отсылочный характер. Порядок начисления пени за нарушение условий контракта установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Согласно п.10 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Таким образом, в Правилах применяется термин "ставка рефинансирования", а не "ключевая ставка", следовательно, условия проекта контракта в части определения порядка начисления штрафов и неустоек сформулированы в точном соответствии с нормами Правил определения штрафа и размера неустойки, что свидетельствует об их законности.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Документацией об электронном аукционе установлено ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. Вместе с тем, ответственность сторон, определенная п.8 проекта контракта, не предусматривает установление размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно письму ФАС России от 01.12.2014 N АД/48791/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей" в соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частями 5, 7, 8 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Порядок определения размера штрафа и размера пени установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042. В соответствии с указанными Правилами за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактном системе размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Вместе с тем, пп.8.5 проекта контракта содержит размеры штрафов, устанавливаемые в случаях определения поставщика без применения ограничения, предусмотренного п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, ответственность сторон, определенная п.8 проекта контракта, не содержит порядка установления размеров штрафов и пени для сторон в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042, что является нарушением ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. В соответствии с ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения подрядчиком своих обязательств пеня устанавливается аналогичным образом исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пп.8.2 и пп.8.6 проекта контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня установлена контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы; пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
На основании вышеизложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком неправомерно установлено правило расчета пени, тогда как расчет пени согласно ч.ч.5, 7 ст.34 Закона о контрактной системе должен производиться исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройресурс" на действия заказчика - ФГБУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" при проведении электронного аукциона N 0351100020919000002 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим чч.5, 7 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22 марта 2019 г. N 054/06/34-451/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.03.2019