В связи с наличием в действиях (бездействии) Министерства здравоохранения Новгородской области (пл. Победы-Софийская 1, Великий Новгород, 173005, ИНН 5321028960, ОГРН 1025300805166), (далее - Министерство) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), согласно которому органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам и доступа к информации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) сообщает следующее.
В Управление поступило заявление ООО "Лэнд" о нарушении антимонопольного законодательства Министерством при утверждении Устава государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - ГОБУЗ "НБСМЭ", Учреждение).
Постановлением Администрации Новгородской области от 22.10.2012 N 653 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Новгородской области" признано утратившим силу постановление Администрации области от 28.03.2008 N 91 "О комитете по охране здоровья населения области".
Таким образом, полномочия Комитета по охране здоровья населения области перешли к Департаменту здравоохранения Новгородской области
Постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 455 "О министерстве здравоохранения Новгородской области" Департамент здравоохранения Новгородской области переименован в Министерство здравоохранения Новгородской области (далее - Министерство).
Соответственно, все права и обязанности от Департамента здравоохранения Новгородской области перешли к Министерству здравоохранения Новгородской области.
Приказом Комитета по охране здоровья населения области от 29.09.2011 N 708-Д утвержден Устав ГОБУЗ "Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - ГОБУЗ "НБСМЭ", Учреждение).
Согласно пункту 1.1 Устава ГОБУЗ "НБСМЭ" (в редакции приказа Министерства N 819-Д от 10.12.2018) Учреждение является государственным учреждением, созданным для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере здравоохранения.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
В силу пункта 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Согласно пункту 4 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
При этом некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (часть 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях).
ГОБУЗ "НБСМЭ", является некоммерческой организацией (пункт 1.1 Устава ГОБУЗ "НБСМЭ").
Согласно пункту 2.3. Устава ГОБУЗ "НБСМЭ" в соответствии с целями, для достижения которых создано Учреждение, оно вправе осуществлять следующие основные виды деятельности (пункт 2.3.1):
- производство всех видов судебно-медицинских экспертиз и исследований;
- участие специалистов в первоначальных и других следственных действиях;
- информирование Комитета по охране здоровья населения области
- содействие органам управления и учреждениям здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению и проведении профилактических мероприятий.
Пунктом 2.2 Устава ГОБУЗ "НБСМЭ" предусмотрено, что предметом деятельности учреждения является проведение судебно-медицинских экспертиз и исследований.
Согласно пункту 2.4 Устава ГОБУЗ "НБСМЭ" Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям.
Согласно пункту 2.5 Устава ГОБУЗ "НБСМЭ" Учреждение вправе осуществлять следующую приносящую доходы деятельность:
немедицинские услуги, в том числе, услуги по бальзамации тел умерших, ритуальные услуги населению области.
Особенности правового положения государственного судебно-экспертного учреждения урегулированы Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона N 73-ФЗ определено, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 73-ФЗ задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (статья 11 Федерального закона N 73-ФЗ).
В силу статьи 37 Федерального закона N 73-ФЗ государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.
Из изложенного следует, что оказание какой-либо иной деятельности, помимо экспертной, не предусмотрено Федеральным законом N 73-ФЗ.
Более того, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что государственные судебно-экспертные учреждения сверх установленного государственного (муниципального) задания вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, только в случаях, определенных федеральными законами, в рассматриваемом случае Федеральным законом N 73-ФЗ (статья 37 Федерального закона N 73-ФЗ).
Однако, согласно Прейскуранту платных услуг в ГОБУЗ "Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы", утвержденному начальником ГОБУЗ "НБСМЭ" Гугниным И.В, учреждение оказывает на платной основе, в частности, такие услуги, как переодевание в одежду, бальзамирование, бритье, стрижка, подравнивание усов, бороды, посмертный макияж, предоставление зала для гражданской панихиды и т.д.
При этом ритуальные услуги относятся к прочим персональным услугам и закреплены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2014) под N 96, 96.03, и с учетом положений ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не являются медицинской услугой.
В то время как деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы закреплена в Общероссийской классификаторе видов экономической деятельности, утвержденной Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст под N 86.90.2 и относится к видами деятельности в области здравоохранения.
В связи с тем, что рынок ритуальных услуг является конкурентным, оказание ритуальных услуг ГОБУЗ "НБСМЭ" может способствовать к понуждению граждан к заключению договора на оказание ритуальных услуг именно с данным учреждением, что может нарушить права неопределенного круга лиц на свободный выбор субъекта, оказывающего ритуальные услуги, что также может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.
Согласно информации, полученной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте basis.myseldon.com информационной поисковой системы Seldon.Basis, в Новгородской области действуют 82 хозяйствующих субъекта, одним из видов деятельности которых является деятельность организации похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03).
Таким образом, рынок оказания ритуальных услуг в границах территории Новгородской области является конкурентным, со значительным количеством хозяйствующих субъектов - исполнителей данной услуги.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - 3акон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам и доступа к информации.
Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В связи с наличием в вышеуказанных действиях (бездействии) Министерства признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся во включении в пункт 2.5 Устава ГОБУЗ "НБСМЭ" в качестве не основного вида деятельности оказание немедицинских услуг, в том числе услуг по бальзамации тел умерших, ритуальных услуг населению области, которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг, поскольку обеспечивают преимущественный доступ на рынок оказания ритуальных услуг ГОБУЗ "НБСМЭ", которое в соответствии с действующим законодательством не имеет права оказывать такие услуги, что может поставить иные хозяйствующие субъекты на указанном товарном рынке в неравное положение по сравнению с ГОБУЗ "НБСМЭ", Новгородское УФАС России предупреждает Министерство здравоохранения Новгородской области (пл. Победы-Софийская 1, Великий Новгород, 173005, ИНН 5321028960, ОГРН 1025300805166), о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 28 июня 2019 года путем:
исключения из пункта 2.5 Устава ГОБУЗ "Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы" следующих абзацев:
- производить бальзамацию тел умерших ненасильственной смертью;
- оказывать ритуальные услуги населению области;
информирования ГОБУЗ "Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы" о недопустимости оказания учреждением услуг по подготовке тел умерших к захоронению, бальзамирование тел умерших, а также других ритуальных услуг
О выполнении предупреждения сообщить в Новгородское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документарных доказательств.
Примечание:
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
|
Руководитель Управления
Государственный советник РФ 2 класса В___..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 15 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.04.2019