Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
рассмотрев дело N 011/05/28-98/2019, возбужденное в отношении <_> (далее - <...>) по факту распространения на здании торгового центра "Веждино" по адресу: г. Сыктывкар, ул. Славы, 8, реклам "Центр Страхования" с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии <...>
в отсутствие заявителя - Ассоциации наружной рекламы Республики Коми, надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение Ассоциации наружной рекламы Республики Коми N 20/19 от 15.02.2019 (вх. N 764 от 18.02.2019) о нарушении законодательства о рекламе.
В результате рассмотрения материалов обращения установлено, что на здании торгового центра "Веждино" по адресу: г. Сыктывкар, ул. Славы, 8, размещены конструкции с информацией следующего содержания:
- "ВСК страховой дом СОГАЗ страховая группа АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ ГАЙДЕ страховая компания ЮГОРИЯ государственная страховая компания СОГЛАСИЕ страховая компания Центр Страхования ОСАГО КАСКО Жизнь Недвижимость Имущество ипотека <_> ул. Славы д. 8 ТК "ВЕЖДИНО" место <_>";
- "ЦЕНТР СТРАХОВАНИЯ все виды услуг ЭЖВА ул. Славы, 8 ТК "Веждино" СТРАХОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СТРАХОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ОСАГО, КАСКО НЕДВИЖИМОСТЬ ИМУЩЕСТВО ИПОТЕКА ЖИЗНЬ, МЕДИЦИНА <_> ОСАГО";
- "ЦЕНТР СТРАХОВАНИЯ все виды услуг Недвижимость Ипотека Жизнь Медицина Имущество КАСКО Автострахование ОСАГО Адрес: ЭЖВА ул. Славы, 8 ТК "Веждино" <_>.
Коми УФАС России по результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела N 011/05/28-98/2019 в отношении <...> по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение N 03-05/1779 от 14.03.2019.
Из материалов дела N 011/05/28-98/2019 (далее - рекламное дело) усматривается нижеследующее.
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация, размещённая на конструкциях, установленных на здании торгового центра "Веждино" по адресу: г. Сыктывкар, ул. Славы, 8, содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на здании торгового центра "Веждино" по адресу: г. Сыктывкар, ул. Славы, 8;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: Центру Страхования, страхованию жизни, недвижимости, имущества, ипотеки, медицины, ОСАГО, КАСКО, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой (далее - рассматриваемые рекламы).
В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
- финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
- финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Таким образом, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.
В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно ч. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
<...> представил в материалы рекламного дела письменные пояснения, согласно которым, деятельность в торговом центре "Веждино" по адресу: г. Сыктывкар, ул. Славы, 8 осуществляется <...> в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП <...>) на основании договора аренды N 27 от 01.09.2018 (копия представлена в материалы дела).
Как следует из письменных пояснений, представленных <...> в материалы рекламного дела, и пояснений, данных им в ходе рассмотрения рекламного дела, страховые услуги, указанные в рассматриваемых рекламах, оказываются на основании агентских договоров, заключенных ИП <...> со страховыми организациями.
В материалы рекламного дела представлены копии агентских договоров, заключенных ИП <...> с АО "Страховая компания ГАЙДЕ", АО "СОГАЗ", ООО "Страховая Компания "Согласие". Согласно условиям указанных договоров, ИП <...> (агент) обязуется за вознаграждение совершать от имени и за счёт принципалов (страховых организаций) действия, связанные с заключением договоров страхования с клиентами.
Как следует из пояснений <...>, данных в ходе рассмотрения рекламного дела, в период распространения рассматриваемых реклам агентские договоры с остальными страховыми организациями, указанными в одной из реклам (САО "ВСК", АО "Альфастрахование", АО "ГСК "Югория") им не были заключены, однако имелась возможность оформления страховых полисов указанных страховщиков посредством Интернет-сайтов страховых компаний.
Таким образом, страховые услуги, указанные в рассматриваемых рекламах, оказываются АО "Страховая компания ГАЙДЕ", АО "СОГАЗ", ООО "Страховая Компания "Согласие", САО "ВСК", АО "Альфастрахование", АО "ГСК "Югория".
В первой из рассматриваемых реклам отсутствуют полные наименования страховых организаций; в двух других рекламах наименования организаций, оказывающих услуги по страхованию, не указаны.
При таких обстоятельствах рассматриваемые рекламы размещены в нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
<...> пояснил, что рассматриваемые рекламы были установлены им 01.02.2019; документы, подтверждающие приобретение им данной информационной продукции, не сохранились; содержание реклам <...> разработал самостоятельно.
Как следует из материалов рекламного дела, деятельность в "Центре страхования" осуществляется ИП <...>; рассматриваемые рекламы были размещены им в целях указания рода деятельности и места нахождения "Центра страхования".
Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ИП <...>.
В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, <...> указал, что, устанавливая рассматриваемые конструкции, он полагал, что это - информационные вывески, а не реклама, так как конкретных призывов к чему-либо, цен и прочего в них не имелось.
Комиссия Коми УФАС России, сочла указанный довод несостоятельным на основании нижеследующего.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Согласно позиции, изложенной в Письме ФАС России от 26.12.2013 N АК/53059/13 "О разграничении понятий вывеска и реклама", конструкции, содержащие номер телефона и/или ссылку на официальный сайт, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции также будут распространяться требования Федерального закона "О рекламе".
ФАС России в письме от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" разъяснила, что размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей; такая информация не подпадает под понятие рекламы.
Вместе с тем, указанным письмом ФАС России разъяснила, что конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.
Как следует из материалов рекламного дела, ИП <...> осуществляет деятельность по предоставлению страховых услуг в торговом месте <_> торгового центра "Веждино" г. Сыктывкара.
Рассматриваемые конструкции расположены за пределами указанного торгового места.
С учётом вышеизложенной позиции ФАС России относительно определения места осуществления деятельности в целях отнесения (неотнесения) информации к рекламной, а также исходя из общего содержания и оформления рассматриваемой информации, Комиссия приходит к выводу о том, что данные конструкции содержат информацию рекламного характера.
В письменных пояснениях <...> также указал, что после получения определения о возбуждении рекламного дела им были приняты меры по устранению выявленных нарушений. Кроме того, <...> просит обратить внимание на то, что если бы ему изначально было вынесено предписание о выявленных нарушениях, то он обязательно бы исполнил его в соответствующие сроки. При этом <...> ссылается на статью 17 ФЗ N 294.
Вместе с тем, статья 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливает меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки (в том числе обязанность по выдаче предписания).
В рассматриваемом случае антимонопольным органом проверка не проводилась, рекламное дело было возбуждено по результатам рассмотрения обращения на основании п. 2 ч. 1 ст. 33, частей 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе, в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, и пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 23.11.2012 N 711/12.
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, произошло по вине рекламодателя и рекламораспространителя - ИП <...>.
Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемых реклам, что и привело к нарушению.
Таким образом, ИП <...> нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Как следует из материалов рекламного дела, рассматриваемые рекламы распространялись на территории г. Сыктывкара Республики Коми с 01.02.2019 по 29.03.2019.
Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемых реклам не имеет места, что подтверждается фотографиями, представленными <...> в материалах рекламного дела.
В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащих реклам.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламы следующего содержания:
- "ВСК страховой дом СОГАЗ страховая группа АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ ГАЙДЕ страховая компания ЮГОРИЯ государственная страховая компания СОГЛАСИЕ страховая компания Центр Страхования ОСАГО КАСКО Жизнь Недвижимость Имущество ипотека <_> ул. Славы д. 8 ТК "ВЕЖДИНО" место <_>",
- "ЦЕНТР СТРАХОВАНИЯ все виды услуг ЭЖВА ул. Славы, 8 ТК "Веждино" СТРАХОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СТРАХОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ОСАГО, КАСКО НЕДВИЖИМОСТЬ ИМУЩЕСТВО ИПОТЕКА ЖИЗНЬ, МЕДИЦИНА <_> ОСАГО",
- "ЦЕНТР СТРАХОВАНИЯ все виды услуг Недвижимость Ипотека Жизнь Медицина Имущество КАСКО Автострахование ОСАГО Адрес: ЭЖВА ул. Славы, 8 ТК "Веждино" <_>,
распространенные посредством размещения на здании торгового центра "Веждино" по адресу: г. Сыктывкар, ул. Славы, 8, ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащих реклам ИП <...> (ОГРНИП <_>, ИНН <_>) не выдавать, поскольку распространение реклам, указанных в п. 1 настоящего решения, прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...> (ОГРНИП <_>, ИНН <_>) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
_______________ <_> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
_______________ <_> |
|
|
|
|
|
______________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 12 апреля 2019 г. N 011/05/28-98/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2019