по результатам рассмотрения жалобы ООО "Северная энергетическая компания" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
27.03.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "Северная энергетическая компания" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 183/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора поставки инженерного и технологического оборудования для объектов капитального строительства ОАО "РЖД" (извещение N 31907471847), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Северная энергетическая компания" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 183/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора поставки инженерного и технологического оборудования для объектов капитального строительства ОАО "РЖД" (извещение N 31907471847) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 20.12.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 138 686 466,95 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 15.02.2019;
Дата рассмотрения первых частей заявок - 13.03.2019;
Дата рассмотрения вторых частей заявок - 26.03.2019;
Дата подведения итогов Аукциона - 26.03.2019
На участие в Аукционе подано 4 заявки, из них 1 заявка признана соответствующей требованиям Документации.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 3.19.1 Документации в составе аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное по форме приложения N 5.2 аукционной документации. Документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 1 аукционной документации предоставляются во второй части аукционной заявки. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания, являющегося приложением N 1 аукционной документации.
В соответствии с пунктом 3.8.23 Документации при несоответствии технического предложения требованиям, указанным в аукционной документации, заявка такого участника отклоняется
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 13.03.2019 N 183/ОАЭ-ДКСС/19/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.8.23 Документации в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным в пункте 3.19.1 Документации, а также в разделе 2 "Требования к товарам" приложения N 1 к аукционной документации, а именно: Участником N 4 представлено техническое предложение, оформленное в соответствии с формой N 5.2 (Приложение N 5 Документации), в котором по позиции N 87 указано "Блок-контейнер 3,0х6,0х2,8-м, марки КПП 6000х3000х2800мм".
В указанной участником N 4 марке и наименовании не определены габаритные размеры в части параметров ШхДхВ. А так же, параметры, указанные в наименовании противоречат параметрам, указанным в предложенной марке.
Таким образом, исходя из представленного технического предложения участника не возможно сделать вывод о том, блок-контейнер каких габаритных размеров предлагается к поставке, ввиду отсутствия в составе технического предложения характеристик на данное оборудование, а так же полного противоречия между названием и предлагаемой маркой оборудования".
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что, согласно условиям технического задания (Приложение N 1 Документации) по позиции N 87 к поставке требуется оборудование "Блок-контейнер 3,0х6,0х2,8-м". При этом в приложении N 7 к Документации на данное оборудование заказчиком представлена дополнительная информация в виде опросных листов и технических характеристик, в которой указано, что блок-контейнер имеет габариты 3,0х6,0х2,8-м, где 3 метра - ширина, 6 метров - длина, 2,8 метра - высота контейнера (ШхДхВ).
В соответствии с формой 5.2 (Приложение N 5 Документации) участнику необходимо указать в столбце N 1 указанной формы наименование товара, в столбце N 2-марку товара. Из представленных материалов дела следует, что Заявителем в составе заявки представлено техническое предложение, оформленное в соответствии с формой N 5.2 (приложение N 5 Документации), в соответствии с которым в столбце N 1 указано наименование товара "Блок-контейнер 3,0х6,0х2,8-м", а в столбце N 2 указана марка "КПП 6000х3000х2800мм", а также в составе заявки приложен опросный лист к позиции N 87.
Вместе с тем, положения Гражданского Кодекса Российской Федерации не содержат понятия такого средства индивидуализации товара как "марка и модель" и не устанавливают требования к описанию "марки" товара.
При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в составе заявки Заявителем представлен опросный лист, согласно которому указано наименование оборудования, а именно: "Блок-контейнер 3,0х6,0х2,8-м".
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России Заявитель представил официальный ответ производителя товара, указанного в Техническом предложении Заявителя, согласно которому ООО "Уником" указало, что предлагает к поставке оборудование: "Блок-контейнер 3,0х6,0х2,8 м с габаритными размерами: длина - 6000 мм; ширина - 3000 мм; высота - 2800 мм", что соответствует требованиям Технического задания Документации.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, решением Комиссии ФАС России от 21.02.2019 N 223-ФЗ-208/19 в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 8 статьи 3, пунктов 6, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно:
Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки опыта по фактически поставленному инженерному и технологическому оборудованию;
Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки статуса производителя или права поставки, подтвержденного производителем;
3) Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому Заказчик вправе запрашивать у участников закупки информацию;
Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора из ограниченного списка банков, а также возможности согласования банковской гарантии с Заказчиком;
Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении сведений о цепочке конечных бенефициаров до заключения договора;
Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок и порядок оплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Северная энергетическая компания" (ИНН: 7714650350, ОГРН: 1067746655020 б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 183/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора поставки инженерного и технологического оборудования для объектов капитального строительства ОАО "РЖД" (извещение N 31907471847) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 2 части 8 статьи 3, пункт 6, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 27.03.2019 N 223-ФЗ-319/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.03.2019 N 223-ФЗ-319/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.04.2019