Председатель Комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <__.>, руководитель управления, рассмотрев материалы, указывающие на признаки нарушения ИП <__.>, (ИНН 382704307200) части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛ:
В адрес Забайкальского УФАС России поступило заявление гражданина (перенаправленное Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю), указывающее на признаки нарушения закона "О рекламе".
В соответствии с заявлением, гражданин, в магазинах торговой сети "<__.>", и в сети "Интернет" (группе социальной сети, указанного магазина), обнаружил рекламные плакаты с информацией о розыгрыше призов "Три по СТО". На указанных плакатах размещена информация, выполненная разным размером шрифта, следующего содержания: "<__.>3 года ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 3 ДЕНЕЖНЫХ СЕРТИФИКАТА ПО 100 000 РУБЛЕЙ! Акция "Три по сто" с 11.02.19 г. по 06.04.19 г. 1. С 11.02.2019 г. по 05.04.19 г. совершай покупки в любом супермаркете "<__.>"* в г<__.>на сумму свыше 500 рублей (пятьсот рублей), в чеке должна присутствовать продукция под товарными знаками "Марс корма для животных", "Русскарт", "Сервико Алвиса", "АСГ Сервико", "Кристалл Забайкалье", "Лудинг Сервико", "Забайкальский продукт", "Русский продукт", "Мр. Рикко", "Ролтон", "Хохланд", "Данон", "Фрау Му", "Омский бекон", "Сибирская производственная компания", "Хайнц", МК "Даурия" на сумму не менее 150 (ста пятидесяти рублей), в любой комбинации, в одном чеке в период акции. 2. Получи у кассира чек и купон для участия в акции. Сохрани купон и чек. Купон можно будет опустить в специальный бокс 06.04.19г. на проведении итогов акции, с 09:00-13:55. Специальный бокс будет установлен с 09:00 до 13:55 на территории ТЦ "Подсолнух" г. <__.>. 3. Приходи на финал акции 06 апреля 2019 г. в 14:00 в ТЦ "Подсолнух" г. Чита ул. Казачья, 29 и получи шанс выиграть один из трех денежных сертификатов на сумму 100 000 (сто тысяч) рублей и другие ценные призы*". После нумерованной информации (1.,2.,3.) выполненной жирным шрифтом темного цвета, также размещен текст, исполненный мелким шрифтом, труднодоступный к прочтению, следующего содержания: ""<__.>". Организатор вправе изменить место проведения акции. Подробную информацию об организаторе акции, правилах проведения акции, сроках, месте, количестве призов и порядке их получения уточняйте во всех магазинах "<__.>" г. Чита. В социальных группах "Продмикс маркет" https://vk.com/club<__.> и https://www.instagram.com/pr<__.>/. *Мелкая бытовая техника, продуктовые сертификаты. Организатор <__.>., ИНН 382704307200, ОГРН 316753600050160, Заб. Край г<__.>4. Общий период проведения акции с 11102.19 г. по 06.04.19 г., включительно. Период получения купонов на участие в акции с 11.02.19 г. АО 05.04.19 г. Количество подарков ограничено. Внешний вид может отличаться от изображения в рекламных материалах. Итоги проводятся только среди присутствующих. При себе иметь паспорт. Призовой фонд акции 300 000 (триста тысяч) рублей".
Из содержания размещенных условий, с которыми ознакомился заявитель, следовало, что при приобретении товаров определенных марок на сумму не менее чем 150 (сто пятьдесят) рублей и при общей сумме покупки не менее 500 (пятьсот) рублей, потребитель получает купон для участия в розыгрыше. Желая принять участие в указанном розыгрыше, гражданин приобрел необходимые товары, следуя условиям, размещенным на рекламных плакатах, но после указанных действий, сотрудник магазина рассматриваемой торговой сети, сообщил, что для получения купона, который позволяет принять участие в розыгрыше, необходимо приобретать продукцию, согласно определенному списку товаров. В связи с указанным, сотрудник магазина, отказал в выдаче купона, по причине несоблюдения всех необходимых потребителем условий акции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация распространяется неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, и, следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Забайкальским УФАС России направлен запрос о представлении информации в адрес организатора вышеуказанной акции - <__.>.; В ответ на запрос в Управление поступили письменные пояснения вышеуказанного лица, следующего содержания.
<__.>., проводит стимулирующие акции, по различным группам товаров. <__.>., по согласованию с поставщиками различных товаров проводят совместные акции для продвижения товара. Порядок и условия проведения акции <__.>. определяется самостоятельно.
<__.>., проводит акцию с 11.02.2019 по 06.04.2019 г. под названием "Три по сто", в данной акции учувствует определенная группа Товара, под торговыми марками: "Марс корма для животных", "Русскарт", "Индус", "Индийский купец", "ТОРГПРЕД", "Сладкая сказка", "Новая компания Шоколад", "Славянка", "Сладонеж", ТК "ПЕКО Русскарт", "Забайкальский продукт", "Русский продукт", "Мр. Рикко", "Роллтон", "Хохланд", "Данон", "Фрау My", "Омский бекон", "Сибирская Производственная компания", "Хайнц", МК "Даурия", "Любятово". В акции учувствуют определенные виды товара под вышеуказанными товарными марками, которые отражены в перечне товаров в Приложении N 2 к правилам проведения акции, которые размещены на кассах магазина, в социальных сетях, в свободном доступе, что позволяет потребителю ознакомиться с правилами и перечнем товара. Так же товар, который учувствует в акции, выделен специальным ценником в магазине.
По условиям акции, потребитель должен совершить покупку в магазине на сумму свыше 500 рублей, в покупке должна быть продукция, участвующая в акции на сумму не менее 150 рублей, которая определенна в приложении N 2 к правилам о проведении акции.
При соблюдении условий, потребителю выдается купон - чек, кассиром магазина. Все правила и условия акции, предусмотрены Правилами проведения и условия участия в акции "Три по Сто", утвержденные <__.>. (далее по тексту - Правила акции).
Привила акции, находятся у кассиров магазина, выдаются правила по просьбе потребителя. Но как показала практика, потребители не запрашивают правила акции.
При согласовании правил проведения акции "Три по Сто", <__.>, были заключены следующие договоры:
-Договор оказания услуг с ИП <__.>., от 07.02.2019 г., на печать афиш (рекламная продукции акции "Три по Сто"). По утвержденному макету, ИП <__.>были напечатаны афиши и размешены при кассовой зоне в магазине, в формате А2. Где было отражено, что подробная информации по акции указана в Правилах проведения акции, позже <__.>. и <__.>., согласовали новый макет афиш, с указанием, что в акции участвуют не все виды продукции.
- Договор на рекламное и информационное обслуживание N 6<__.> от <__.>г. с ИП <__.>., на размещение аудио ролика на радиостанции FM - Чита, "Энергия".
- Договор на оказание рекламных услуг N 14 от 11.02.2019 года, с ООО "<__.>", на размещение видео ролика с информацией о проведении акции.
При размещении рекламной информации, <__.>., указывала о наличии Правил проведения акции "Три по Сто", с указанием необходимости ознакомиться с ними перед участием в акции.
В данных правилах отражен полный перечень продукции, которая участвует в акции. <__.>., считает, что условия и порядок участия в акции полностью отражен в правилах проведения акции. Потребитель обязан знакомиться с правилами перед участием в акции.
В рекламной информации, так же имеются ссылки на правила проведения и условия участия в акции "Три по Сто". В связи с этим, в рекламной информации не утаивалась информация об акции.
На всех рекламных баннерах, буклетах, в рекламных роликах есть сноски, указывающие, что в акции, участвуют не все виды продукции.
Считаем, что ИП <__.>. были приняты все меры к осведомлению потребителя о условиях и правилах акции "Три по Сто", не считаем, что в наших действиях есть состав правонарушения, предусмотренный ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Забайкальское УФАС России, изучив представленные организатором акции, письменные пояснения и документы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, часть 7 статьи 5 Закона о рекламе запрещает в рекламе
умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное
рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или
использования.
Согласно содержанию вышеуказанной рекламы, акция проводилась в период с 11.02.19 г. по 06.04.19 г., период получения купонов на участие в акции начинался с 11.02.19 г., ознакомиться с полными условиями акции "Три по сто", было возможно посредством двух способов:
-в магазинах "Prodmix маркет" г. Чита;
-в социальных группах "Продмикс маркет" https://vk.com/club<__.> и https://www.instagram.com<__.>t/;
Установлено, что в социальной сети "Вконтакте", по вышеуказанной ссылке (https://vk.com/cl<__.>), расположена официальная группа сети магазинов "Продмикс маркет". В разделе "Обсуждения" находятся текстовые сообщения различной тематики, с видами информации соответствующей названию обсуждения. В рассматриваемом разделе указанной группы, находится обсуждение под названием "Правила проведения и условия участия в акции "ТРИ по СТО!"" от 09.02.2019.
Согласно представленным документам от ИП <__.>, вышеуказанные правила состоят из 10 пунктов, окончательный пункт которых - 10.2.6.4;
Вышеуказанное обсуждение в группе "<__.>" в социальной сети "Вконтакте" от 09.02.2019 содержит в себе текст "Правил проведения и условия участия в акции "ТРИ по СТО!" (далее - Правила)", состоящее из 4 неполных пунктов, оканчивающихся пунктом 4.2.1, что свидетельствует о не полном размещении правил.
В том же разделе "Обсуждения", также размещена тема аналогичного содержания, с прикрепленным текстовым файлом, с возможностью скачивания, но уже от иной даты - 22 февраля 2019 (13:47). При просмотре данного файла, к ознакомлению доступны "правила проведения и условия участия в акции "ТРИ по СТО!", состоящие из 10 пунктов, оканчивающихся пунктом 10.2.6.4, что соответствует количеству пунктов в представленном ИП <__.>. варианте правил.
Также и в представленном пакете документов от ИП <__.>., и в файле, размещенном 22.02.2019 в группе "<__.>" социальной сети "Вконтакте", помимо правил имеются 2 приложения:
- Приложение N1, в котором содержится информация о перечне магазинов "Продмикс маркет" с указанием адресов, участвующих в акции;
- Приложение N2, в котором содержится информация о конкретной продукции, участвующей в акции "Три по сто", под различными товарными знаками.
Ознакомление с указанными правилами проведения акции "Три по сто" и приложениями к ним, в полном объеме, позволяет потребителю оценить все условия акции, не осуществляя поиск дополнительной информации в иных источниках.
Из вышеуказанного следует, что акция "Три по сто", проводимая ИП <__.>в магазинах рассматриваемой сети, началась 11.02.2019, период получения купонов на участие в акции был с 11.02.19 г.
Правила проведения данной акции в заявленном организаторе источнике - в социальной сети "Вконтакте" (https://vk.com/club1<__.>), в полном объеме, соотносимом с представленными в материалы дела <__.>., были опубликованы 22.02.2019.
Невозможность своевременного ознакомления с полными условиями акции во всех указанных организатором источниках, лишает потребителя права, как на получение надлежащей и достоверной информации, так и на получение возможности участия в рассматриваемой акции в установленный условиями временной период.
Кроме того, как уже было указано ранее информация, размещенная на рекламных объявлениях (листовках) о порядке и способах (местах) ознакомления с подробной информацией акции, а именно ее условиях, была исполнена мелким шрифтом, труднодоступным к прочтению.
Отсутствие в рекламе какой-либо части информации о товаре (услуге), приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром (услугой).
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности, указания всех существенных условий о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
На основании изложенного в рассматриваемой рекламе розыгрыша призов (акции) "Три по СТО", магазинов сети "<__.>, имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно информации, размещенной на рекламных материалах, и в соответствии с письменными пояснениями, представленными в материалы дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <__.>., (ИНН 382704307200).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508;
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу N 11 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в отношении ИП <__.>., (ИНН 382704307200);
Признать лицами, участвующими в деле N <__.>:
- заявитель - Катанцева М.Н..;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <__.>., (ИНН 382704307200);
3. Назначить дело N 11 к рассмотрению на 11 мая 2019 года в 11 часов 00 минут, по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, 14, каб. 5;
4. Явка законных представителей с надлежащим образом заверенными доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна;
5. ИП <__.>. (ИНН 753611778746) в срок до 7 мая 2019 года представить следующие документы и материалы:
- договор аренды помещения (либо иной правоустанавливающий документ), в котором расположен объект потребительского рынка по адресу: г. Чита, ул. <__.>;
- протокол/акт разногласий/акт сдачи-приемки оказания работ/услуг, при утверждении изготовленных рекламных материалов, (имелись ли претензии со стороны заказчика, относительно изготовленной рекламы), при наличии;
- рекламный видео-ролик, изготовленный ООО "<__.>", согласно акту N <__.>от 01.03.2019 выполненных работ/оказанных услуг по договору N <__.> от 11.02.2019;
- запись рекламы, распространяющейся на Радио <__.>я, согласно договору на рекламное и информационное обслуживание N 6720 от 07.02.2019;
- документальное доказательство согласования "нового макета афиш" с ИП <__.>., указанное в письменных пояснениях (с указанием даты согласования, даты изготовления и даты и способов распространения измененных рассматриваемых рекламных афиш);
- дополнительные письменные пояснения по признакам нарушения пункта 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", при наличии.
Одновременно напоминаем, что в соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Председатель Комиссии <__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.04.2019