Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Малышева О.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Кузнецовой А.Г. (доверенность от 03.04.2019);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
03 апреля 2019 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на устройство контейнерных площадок (извещение N 0124300020719000024).
Содержание жалобы:
Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе вх.N2491 от 10.04.2019.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
18.03.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124300020719000024 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на устройство контейнерных площадок (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 100 000,00 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчик указал сроки разъяснений участникам закупки не в соответствии с требованием ФЗ "О контрактной системе".
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе
Частями 3 и 4 статьи 65 ФЗ "О контрактной системе" определено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В подпункте 3 пункта 16 раздела I "Общие положения" документации об аукционе установлено следующее: "Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются участникам электронного аукциона в период с 18.03.2019 г по 30.03.2019 г".
Датой окончания срока подачи заявок является 03.04.2019 00:00. Тремя днями до подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе являются: 02.04.2019, 01.04.2019, 31.03.2019. Последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является 30.03.2019.
Исходя из части 4 статьи 65 ФЗ "О контрактной системе", Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе, а именно - по 01.04.2019.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком установлена дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе не в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ "О контрактной системе" не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку Комиссия не обнаружила доказательств, свидетельствующих о том, что данное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заявитель считает, что Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона не указал исчерпывающий перечень документов и требования, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе", в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 ФЗ "О контрактной системе", указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.
В силу части 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанным Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно пункту 9 части 12 "Требования к участникам электронного аукциона" раздела I "Общие положения" документации об аукционе, участник электронного аукциона должен соответствовать обязательным требованиям, в том числе, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В разделе "Требования к участникам" извещения Заказчиком указано следующее:
"2 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует".
Следовательно, Заказчиком в извещении не установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 6 части 5 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ "О контрактной системе" не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку в документации об аукционе данное требование установлено надлежащим образом.
Заявитель считает, что описание объекта закупки по позиции N5 "Профнастил оцинкованный" формы N1 "Сведения о товаре, предлагаемого для использования при выполнении работы" не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно материалам дела, объектом закупки является выполнение работ по устройству контейнерных площадок.
Пунктом 2.3 части 2 раздела II "Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе установлено, что Подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием в объеме, установленном в Локальном сметном расчете (приложение N 2 к контракту) (далее - Сметная документация), посредством оборудования и техники, с применением материалов, которые указаны в Сметной документации.
Пунктом 5 Формы N1 "Сведения о товаре, предлагаемого для использования при выполнении работы" приложения N1 документации об аукционе установлены требования к профнастилу оцинкованному (в соответствии с локальным сметным расчетом пункт 10), в том числе: "Лист профнастила должен быть закреплен на расстоянии 300 мм от пятки. Материал должен быть новый, не бывший в употреблении, без повреждений, вмятин, царапин".
Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав материалы дела, установила, что Заказчиком в пунктом е Формы N1 "Сведения о товаре, предлагаемого для использования при выполнении работы" приложения N1 документации об аукционе установлены требования не к товару, используемому при выполнении работ, а требования к работам по устройству контейнерных площадок.
Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ "О контрактной системе" не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что по данному основанию заявки не отклонялись.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчик в извещении и проекте контракта указал разные идентификационные коды закупки (ИКЗ).
Согласно части 1 статьи 23 ФЗ "О контрактной системе" идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Материалами дела установлено, что в извещении указан идентификационный код закупки - 193291000158529100100100650010000244.
Одновременно Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в проекте контракта (Приложение N3 документации об аукционе) идентификационный код закупки Заказчиком установлен - 193291000158529100100100650000000244.
В своих пояснениях от 10.04.2019 Заказчик объясняет, что в проекте контракта иной ИКЗ указан в связи с технической ошибкой.
Таким образом, Заказчик нарушил требования части 1 статьи 23 ФЗ "О контрактной системе".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, чем нарушает часть 1 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе".
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ "О контрактной системе", законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Частью 1 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Частью 4 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 10.2 проекта контракта установлено, что "наступлении таких обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение Контракта в срок".
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Следовательно, данные обстоятельства не зависят от подрядчика и создают невозможность завершения работ по контракту в срок. При наступлении таких обязательств срок контракта подлежит приостановке.
Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию муниципального образования "Виноградовский муниципальный район", нарушившим часть 1 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе".
4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 3 апреля 2019 г. N 61мз-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.04.2019