Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
|
|
Членов комиссии |
|
|
|
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <_> - представителя муниципального унитарного предприятия "Комфорт" (доверенность <_> от <_>),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЭФО - Кемерово" и материалы жалобы N 042/07/18.1-328/2019,
У С Т А Н О В И Л А:
06.03.2019 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ДЭФО - Кемерово" (далее - ООО "ДЭФО - Кемерово", Заявитель) (вх. N 1133 э) на действия заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Комфорт" (далее - МУП "Комфорт", Заказчик) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку офисной мебели и оргтехники. Извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 22.02.2019 г. под N 31907562233 (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Закупочная Документация Заказчика не соответствует действующему законодательству и Положению о закупках, а именно: не содержит функциональных, технических характеристик товара, в описании предмета закупки указаны требования в отношении товарных знаков. Также, в проекте договора Заказчик неправомерно установил срок оплаты за поставленный товар в течение 11 месяцев на основании выставленного счета-фактуры, в извещении о проведении закупки отсутствует адрес электронной торговой площадки. В предмет закупки включены технологически и функционально разные товары, связанные с разными ОКПД, что влечет ограничение конкуренции.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 12.03.2019 г. N 05/2200 рассмотрение жалобы N 042/07/18.1-328/2019 было назначено на 18.03.2019 года в 11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: МУП "Комфорт" и ООО "ДЭФО - Кемерово".
18.03.2019 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство от МУП "Комфорт" (вх. N 1351 э) с просьбой о перенесении даты рассмотрения жалобы N 042/07/18.1-328/2019 на более поздний срок, в связи с невозможностью представления полного перечня запрошенных документов в установленные в уведомлении сроки.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 19.03.2019 г. N 05/2997 о продлении срока рассмотрения жалобы N 042/07/18.1-328/2019 срок принятия решения по данной жалобе был продлен до 27.03.2019 г. включительно. Очередное заседание Комиссии по рассмотрению жалобы N 042/07/18.1-328/2019 было назначено на 27.03.2019 года в 10 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: МУП "Комфорт" и ООО "ДЭФО - Кемерово".
В адрес Кемеровского УФАС России 22.03.2019 г. от МУП "Комфорт" поступил отзыв на жалобу ООО "ДЭФО - Кемерово" с приложенными материалами, документами, касающимися спорных вопросов по данному запросу предложений.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы N 042/07/18.1-328/2019 27.03.2019 г. заявитель не явился. Ходатайство о рассмотрении данной жалобы в отсутствие представителя заявителя в адрес Кемеровского УФАС России не поступало.
Поскольку уведомление о принятии жалобы к рассмотрению было направлено по адресу электронной почты заявителя, указанному в тексте жалобы, Комиссия считает возможным рассмотреть жалобу N 042/07/18.1-328/2019 в отсутствие представителя заявителя.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы N 042/07/18.1-328/2019 27.03.2019 г. представитель Заказчика согласился с доводами, изложенными в жалобе ООО "ДЭФО - Кемерово" и отметил, что при подготовке закупочной документации Заказчиком были допущены определенные ошибки.
Кроме того, представитель МУП "Комфорт" пояснил, что заявки на участие в данной закупке могли подавать любые лица - поставщики РФ, включая малые и средние предприятия. При проведении запроса предложений в электронной форме на поставку офисной мебели и оргтехники было подано 0 (ноль) и процедура закупки признана несостоявшейся.
Также, представитель Заказчика указал, что проведение данной закупки МУП "Комфорт" в ближайшее время не планирует.
Подробно доводы Заказчика закупки изложены в отзыве на жалобу ООО "ДЭФО - Кемерово" (вх. N 1781 от 22.03.2019).
Изучив имеющиеся материалы жалобы N 042/07/18.1-328/2019 и заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Открытый запрос предложений в электронной форме на поставку офисной мебели и оргтехники проводился в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг заказчика на 2019-2020 годы, утвержденным директором МУП "Комфорт" и размещенным на Официальном сайте под N 55, что подтверждается скриншотом с данного сайта.
Приказом директора МУП "Комфорт" от 30.01.2019 г. N 02/19-П "О закупочных комиссиях" была создана постоянно действующая комиссия по осуществлению закупок на поставку товаров, оказание услуг, выполнения работ для нужд вышеуказанного хозяйствующего субъекта (далее - Закупочная комиссия).
При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП "Комфорт", утвержденным главой Юргинского муниципального района (далее - Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Порядок и условия осуществления процедуры закупки посредством открытого запроса предложений регулируются разделом 4 Положения о закупках.
Документация об открытом запросе предложений в электронной форме на поставку офисной мебели и оргтехники, разработана в соответствии с Положением о закупках и утверждена директором МУП "Комфорт" (далее - Документация).
22.02.2019 г. заказчиком - МУП "Комфорт" на Официальном сайте было размещено извещение N 31907562233 о проведении закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме на поставку офисной мебели и оргтехники.
В соответствии с извещением, опубликованным на Официальном сайте:
- дата начала срока подачи заявок: 22.02.2019 г.;
- дата и время окончания срока подачи заявок: 06.03.2019 г. 14:00 (по местному времени);
- дата подведения итогов закупки: 06.03.2019 г.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора составляла 808 500,00 руб.
В соответствии с протоколом от 06.03.2019 N U4418225-7786093-1 о результатах закупки на участие в процедуре закупки подано 0 (ноль) заявок.
Как следует из вышеуказанного протокола, закупочная комиссия приняла следующее решение: на основании пункта 4.6.8 Положения о закупках запрос предложений в электронной форме признается несостоявшимся.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
- в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".
Пунктом 1.8.2 Положения о закупках определено, что в документации о закупке обязательно указываются, в том числе:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.
Если Заказчик не указывает в документации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (работы, услуги), размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации, то в документации должно содержаться обоснование необходимости установить иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 5 Документации характеристика и требования к товару, количество указаны в Приложении N 1 к Документации.
В процессе рассмотрения жалобы N 042/07/18.1-328/2019 Комиссия установила, что в Приложении N 1 к Документации "Характеристика и требования к товару и условия исполнения договора", а именно: в столбце 2 перечислены только наименования закупаемых товаров - оргтехники и офисной мебели, например: компьютер (комплект), стол компьютерный, шкаф офисный и т.п. При этом в Приложении N 1 к Документации полностью отсутствуют какие-либо технические, качественные, функциональные характеристики закупаемых товаров, включая их точные технические параметры, описание, размеры, материалы, свойства, требования к безопасности и т.д.
Кроме того, в отношении предметов оргтехники указаны конкретные товарные знаки (их словесные обозначения), фирменные наименования, например: ноутбук LENOVO, принтер EPSON и т.д.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в полном отсутствии в Документации функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественные характеристик закупаемых товаров, а также указание при описании предметов закупки товарных знаков и фирменных наименований прямо противоречат требованиям части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.8.2 Положения о закупках, следовательно, является неправомерными.
Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках определено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение о СМСП).
Следовательно, требования Положения о СМСП являются обязательными для применения Заказчиком.
Вместе с тем, Положение о закупках не содержит каких-либо ограничений, касающихся сроков оплаты товаров, работ, услуг, являющихся предметом рассматриваемой закупки.
В ходе рассмотрения жалобы N 042/07/18.1-328/2019 Комиссия выявила, что в пункте 11 Документации и пункте V Приложения 1 к Документации срок оплаты и условия оплаты определены как безналичный расчет, путем перечисления Заказчиком средств на расчетный счет Поставщика, указанный в договоре. Оплата в течение 11 месяцев равными долями на основании выставленного счета-фактуры.
Согласно пункту 3.2 Проекта договора поставки Общая сумма Договора подлежит оплате Покупателем в течение 11 месяцев равными долями. Счет выставляется Поставщиком после передачи Продукции Покупателю, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами товарной накладной.
В соответствии с пунктом 4 Положения о СМСП закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных Положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 14(3) Положения о СМСП при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Анализ представленных документов позволил установить, что данный запрос предложений в электронной форме, не являлся закупкой, участниками которой были только субъекты малого и среднего предпринимательства. Документация не содержит соответствующих ограничений для участия в процедуре закупке. Также, в Документации не установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о СМСП, Заказчик не мог знать заранее о принадлежности (или её отсутствии) победителя закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи, с чем Заказчик вправе установить в Документации необходимый ему срок оплаты за поставленный товар, являющийся предметом закупки.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о том, что Заказчик при проведении данного запроса предложений, участниками которого могут быть любые лица, обязан в Документации установить срок оплаты по договору не более 30 календарных дней, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необоснованным, так как в данной закупке все участвуют на равных условиях.
Однако с учетом того, что требование п. 14(3) Положения о СМСП является обязательным к применению для МУП "Комфорт", то срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору.
Следовательно, Документация Заказчика, включая проект договора, в части сроков оплаты за поставленный товар соответствует требованиям действующего законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 8 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, в том числе: адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки).
Комиссией, при рассмотрении представленного Заказчиком извещения о проведении данной закупки, размещенного на Официальном сайте: http://zakupki.gov.ru установлено, что в тексте извещения напротив пункта Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в правом столбце, указан адрес ЭТП, а именно: http://otc-tender.ru.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в извещении Заказчика о проведении данного запроса предложений, отсутствует адрес ЭТП, где проводится закупка, является не соответствующим действительности, следовательно, Комиссия считает необоснованным.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия в процессе рассмотрения жалобы N 042/07/18.1-328/2019 выявила, что в плане закупки товаров, работ, услуг в 2019 - 2020 годах Заказчика, извещении о проведении открытого запроса предложений, Документации в качестве предмета закупки указаны офисная мебель и оргтехника.
В данный предмет закупки Заказчик включил технологически и функционально не связанные друг с другом товары, а именно: офисная мебель и оргтехника, которые имеют разные ОКПД, что содержит необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, включение Заказчиком в предмет рассматриваемой закупки технологически и функционально не связанных друг с другом товаров, противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ДЭФО - Кемерово" на действия заказчика - МУП "Комфорт" при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку офисной мебели и оргтехники, извещение N 31907562233, обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1, части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", требования пункта 1.8.2 Положения о закупках.
3. Выдать предписание заказчику МУП "Комфорт" об аннулировании открытого запроса предложений в электронной форме на поставку офисной мебели и оргтехники, извещение N 31907562233.
4. Передать должностному лицу материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Заказчика - МУП "Комфорт".
Председатель комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 27 марта 2019 г. N 042/07/18.1-328/2019 (ключевые темы: запрос предложений - субъекты малого и среднего предпринимательства - положение о закупке - товарный знак - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.04.2019