Решение изготовлено в полном объеме 26 апреля 2019 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель:
С<...> - врио руководителя управления,
Члены Комиссии:
К<...> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Г<...> - специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N022/05/28-120/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в селе Павловске Алтайского края рекламы страховых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя ИП Ф<...>,
в присутствии слушателя, Г<...>,
УСТАНОВИЛА:
Алтайским краевым УФАС России установлен факт размещения в с. Павловске по адресу: ул. К<...> (на опоре электропередачи), конструкции с рекламной информацией следующего содержания: "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ГИБДД_ ТЕХОСМОТР_АВТОСТРАХОВАНИЕ_<...>_", в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
27.03.2019 г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу N022/05/28-120/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Ф<...> Рассмотрение дела назначено на 17.04.2019 г.
17.04.2019 г. на заседании Комиссии ИП Ф<...> факт размещения рекламы по адресу: с. Павловск, <...>, подтвердил. Нарушение ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" признал, пояснив, что договор на предоставление услуг автострахования заключен с ЗАО СК "Сибирский Спас". В марте 2019 г. у ЗАО СК "Сибирский Спас" лицензия отозвана. В настоящее время договор на предоставление услуг автострахования заключен с ООО "Страховая компания "Сибирский Дом Страхования".
В заседании Комиссии договор, заключенный с ООО "Страховая компания "Сибирский Дом Страхования", ИП Ф<...> не представил, в связи с отсутствием копии договора.
17.04.2019 г., в связи с необходимостью получения дополнительных документов, Комиссия Алтайского краевого УФАС России по рассмотрению дела N022/05/28-120/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе объявила перерыв в рассмотрении дела на срок до 23.04.2019 г.
23.04.2019 г. рассмотрение Комиссией дела N022/05/28-120/2019 после перерыва было продолжено с момента, на котором оно было прервано.
В заседании Комиссии ИП Ф<...> представил Агентский договор N 85659 от 28 марта 2019 г., заключенный между ООО "Страховая компания "Сибирский Дом Страхования" и ИП Г<...>, пояснив, что выражение: "Государственные услуги ГИБДД", использованное в рассматриваемой рекламной информации, размещалось по просьбе сотрудников ГИБДД, в связи с чем в рекламе был указан номер телефона и официальный сайт Госавтоинспекции.
23.04.2019 г. Комиссия, заслушав доводы стороны, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, в том числе к государственным услугам ГИБДД, а также услугам автострахования.
Согласно информации, представленной администрацией Павловского района Алтайского края (вхд. N1812643 от 19.10.2018 г.), предпринимательскую деятельность по адресу: с. Павловск, <...>, осуществляет ИП Ф<...>.
ИП Ф<...> зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N15 по Алтайскому краю 30.10.2015 (ОГРНИП <...>), осуществляет деятельность согласно выписке из ЕГРИП - Технический осмотр автотранспортных средств (ОКВЭД - 71.20.5).
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии со ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии со ст.927 Гражданского кодекса страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На определение о возбуждении дела N022/05/28-120/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации ИП Ф<...> представил (вхд.195020 от 15.04.2019 г., вхд.N 195193 от 17.04.2019 г.) следующие документы и материалы:
- Агентский договор N24/16 от 8 декабря 2016 г., заключенный между ЗАО СК "Сибирский Спас" и ИП Ф<...>;
- Договор на оказание информационно-консультационных услуг от 1 октября 2018 г., заключенный между АО СК "Сибирский Спас" и ИП Ф<...> (согласно п.1 Договора, Исполнитель обязуется участвовать в привлечении и развитии каналов продаж по видам страхования (ипотечное, имущество юридических лиц, автострахование, добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев) АО СК "Сибирский Спас" на территории Алтайского края, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать эти услуги в соответствии с условиями настоящего договора);
- Агентский договор N 35/18 от 6 ноября 2018 г. заключенный между АО СК "Сибирский Спас" и ИП <...>;
- Договор на оказание информационно-консультационных услуг от 01 января 2019 г., заключенный между АО СК "Сибирский Спас" и ИП Г<...> (согласно п.1 Договора, Исполнитель обязуется участвовать в привлечении и развитии каналов продаж по видам страхования (ипотечное, имущество юридических лиц, автострахование, добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев) АО СК "Сибирский Спас" на территории Алтайского края, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать эти услуги в соответствии с условиями настоящего договора);
- Агентский договор N85659 от 28 марта 2019 г., заключенный между ООО "Страховая компания "Сибирский Дом Страхования" и ИП Г<...>.
Из пояснений ИП Ф<...>, представленных на заседании Комиссии, следует, что на момент размещения рекламной информации договор на оказание услуг автострахования у ИП Ф<...> был заключен с ЗАО СК "Сибирский Спас". В марте 2019 г. лицензия у ЗАО СК "Сибирский Спас" отозвана. Договор с ЗАО СК "Сибирский Спас" в настоящее время не расторгнут. В соответствии с агентским договором N 85659 от 28 марта 2019 г., заключенным между ООО "Страховая компания "Сибирский Дом Страхования" и ИП Г<...>, услуги автострахования представляет ООО "Страховая компания "Сибирский Дом Страхования". ИП Ф<...> договор с иной страховой компанией в настоящее время не заключен.
На основании изложенного, антимонопольным органом установлено, что ИП Ф<...> не оказывает самостоятельно страховые услуги (автострахование).
В рассматриваемой рекламе информация о лицах, оказывающих услуги автострахования, отсутствует, что указывает на нарушение ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе"
Кроме того, рассматриваемая реклама содержит выражение "Государственные услуги ГИБДД", с указанием номера телефона ОГИБДД МО МВД России Павловский и официального сайта МВД ГИБДД РФ.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.5 Федерльного закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
На определение о возбуждение дела ИП Ф<...> договор, заключенный с МВД ГИБДД РФ на размещение рассматриваемой рекламной информации о предоставлении государственных услуг ГИБДД, не представил.
Из пояснений ИП Ф<...>, представленных на заседании Комиссии, следует, что рекламная информация о предоставлении государственных услуг ГИБДД размещена по просьбе сотрудников ГИБДД. ИП Ф<...> государственные услуги ГИБДД не оказывает, а предоставляет помощь гражданам в подаче заявлений через портал государственных услуг Российской Федерации.
Таким образом, потребитель желающий приобрести рекламируемые услуги, а именно: получить государственные услуги, предоставляемые МВД ГИБДД РФ, и обратившийся с этой целью к ИП Ф<...>, не имел возможности приобрести указанные услуги у данного лица, так как ИП Ф<...> государственные услуги не оказывает.
Таким образом, рассматриваемая рекламная информация содержит несоответствующие действительности сведения о возможности получения (приобретения) государственных услуг ГИБДД у ИП Ф<...>, что указывает на нарушение п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, ответственность за нарушение требований, установленных п.3 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Ф<...>.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП Ф<...> п.3 ч.3 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", что выражается в ненадлежащем размещении рекламы страховых услуг.
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссией установлено, что ИП Ф<...> представлены доказательства прекращения размещения и распространения в с. Павловске Алтайского края рассматриваемой наружной рекламы страховых услуг, в которой установлен факт нарушения п.3 ч.3 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп. 37-42, п.44, п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ГИБДД_ ТЕХОСМОТР_АВТОСТРАХОВАНИЕ_<...>_", размещенную и распространенную по адресу: с. Павловск, <...>, ненадлежащей.
2. Признать ИП Ф<...> нарушившим требования п.3 ч.3 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
3. Предписание о прекращении нарушения требований Федерального закона "О рекламе" не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
4. Передать материалы дела в отношении ИП Ф<...> уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: С<...>
Члены Комиссии: К<...>
Г<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 апреля 2019 г. N 022/05/28-120/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2019