Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) <_>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10 апреля 2019 года и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Камин-центр" (далее - ООО "Камин-центр", Общество, ИНН 5503103763, ОГРН 1065503061667, адрес (место нахождения): <_>),
в присутствии защитника <_> (доверенность от 05.04.2019 б/н),
УСТАНОВИЛА:
Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N 06-06/10-2019 от 12 марта 2019 года по делу N 055/05/05-99/2019 реклама ООО "Камин-центр", распространенная 22.11.2018 на сайте www.mlsn.ru в рекламных объявлениях N 10590992, 10258739, была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении N 055/04/14.3-282/2019 было возбуждено протоколом от 10 апреля 2019 года.
В результате рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступили материалы из прокуратуры Центрального административного округа г. Омска по факту распространения 22.11.2018 на сайте www.mlsn.ru недостоверной рекламы. В частности, в рекламных объявлениях N 10590992, 10258739 к продаже предлагаются 1- комнатные квартиры в доме N 5 по ул. 36-я Северная в г. Омске.
При этом в рекламном объявлении N 10258739 в разделе "Характеристики квартиры" указано "Планировка студия", в разделе "Характеристики дома" - "Год постройки 2016", в разделе "Описание", содержится следующая информация: "_Продажа от собственника! Дом после реконструкции! Расположен на пересечении 33-я Северная красный Пахарь. Остановка 33-я Северная. На этажах тамбуры закрытые, входные двери с замками. Предлагаем к продаже 1-но ком. Полнометражную квартиру-студию. Окно ПВХ, во двор, сев-запад, замена труб водоснабжения, отопления, канализации, эл счетчик, счетчики на воду, усиливающая розетка под эл плиту, импортные радиаторы отопления, дверь дерево в сан узел. В сан узле душевой поддон, унитаз, полтенцесушитель смеситель. Кафель, нагреватель, счетчики на воду. Хорошая входная дверь. Встроенная кухонная она, стены обои с панно. Возле дома детский сад, школа, супермаркет. Двор огорожен. Чистая продажа".
В рекламном объявлении N 10590992 в разделе "Характеристики квартиры" указано "Планировка студия", в разделе "Характеристики дома" - "Год постройки 2017", в разделе "Описание", содержится следующая информация: "Квартира-Студия от собственника. Дом расположен в районе остановки 33-я Северная (угол Герцена). Окно ПВХ, солнечная, не угловая. Все коммуникации новые, в санузле новая сантехника, кафель, на полу линолеум. Счетчики на воду. Квартира свободная. Чистая продажа Закрытый двор. Есть парковка".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в сети Интернет в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к 1- комнатной квартире по ул. 36-я Северная, д. 5 в г. Омске.
Согласно имеющимся в материалах дела пояснениям представителя по доверенности ИП <_> <_> от 12.11.2018 "_ИП <_> принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: ул. 36-я Северная, д. 5 в ЦАО г. Омска.
Реконструкция объекта в многоквартирный жилой дом осуществляется на основании разрешения, выданного ДАГ Администрации г. Омска 11.05.2018. Реконструкция объекта осуществляется в части достройки объекта незавершенного строительства.
С гражданами, желающими приобрести жилые помещения в доме, заключаются предварительные договоры купли-продажи жилого помещения с условием предварительной оплаты. Предметом договора является жилое помещение, так как в будущем граждане получают в собственность именно жилое помещение.
Жилыми помещения будут признаны после проведения реконструкции здания в многоквартирный дом. Итоговая проверка ГАСН запланирована на 15.12.2018.
Комнаты в квартирах объекта незавершенного строительства переданы гражданам по актам приема - передачи во владение и пользование, проведение отделки".
Таким образом, на момент фиксации вышеуказанной рекламы, объект, расположенный по адресу: ул. 36-я Северная, д. 5 в г. Омска, являлся объектом незавершенного строительства, а помещения, находящие в нем, не имели статуса - "жилые".
Однако в рекламном объявлении N 10258739 в разделе "Характеристики дома" указано "Год постройки 2016", а в рекламном объявлении N 10590992 - "Год постройки 2017".
По определению (часть 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации) товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи).
На основании части 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
При этом в силу части 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
На основании части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - Жилищный кодекс Российской Федерации) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
В силу части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, воспринимающего рекламу буквально. При этом реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара, побуждая людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования.
Таким образом, указание в рекламе словосочетаний "1-комнатная квартира", "квартира-студия", "Чистая продажа" может создать у потребителей рекламы ощущение того, что рекламируемые помещения является жилым, тем самым ввести их в заблуждение.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В ответе от 24.01.2019 исх. N 168 "МЛСН" указало, что:
- рекламное объявление N 10590992 "_Добавлено в базу данных 25.10.2018 пользователем с логином "337007" из личного кабинета N 2492.
Название АН: "Камин-центр"_";
- рекламное объявление N 10258739 "_Добавлено в базу данных 25.07.2018 пользователем с логином "337007" из личного кабинета N 2492.
Название АН: "Камин-центр"_".
На запрос Омского УФАС России ООО "Камин - центр" (агентство недвижимости "Камин - центр") даны пояснения (вх. N 1228э от 08.02.2019) о том, что "_в 2018 году к нам обратились по звонку проживающие в доме N 5 по улице 36-я Северная в г. Омске с просьбой изучить спрос стоимости помещений, расположенных в данном доме. Нами было дано рекламное объявление N 105909992, 10258739 на МЛСН для изучения спроса, т.к. звонков по этим объектам практически не был, данные объявления удалены с сайта МЛСН _".
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ООО "Камин - центр" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 и частью 7 статьей 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Камин - центр", имея возможность для соблюдения требований пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не приняв все зависящие от Общества меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Вина ООО "Камин-центр" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 055/04/14.3-282/2019.
Местом совершения административного правонарушения является адрес (место нахождения) ООО "Камин - центр": <_>.
Временем совершения административного правонарушения является время фиксации распространения рекламы, а именно: 22.11.2018.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ООО "Камин-центр" установленных Федеральным законом "О рекламе" требований, а также обстоятельства, вынуждающие Общество действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 055/04/14.3-282/2019, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Должностным лицом, рассматривающим дело N 055/04/14.3-282/2019, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО "Камин-центр" (статья 4.2 КоАП РФ), признан факт совершения Обществом административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО "Камин-центр" (статья 4.3 КоАП РФ), не выявлено.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru от 15.02.2019 N ЮЭ9965-19-5237195 ООО "Камин-центр" является субъектом малого и среднего предпринимательства - микропредприятием (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
Оценив характер и обстоятельства совершенного ООО "Камин-центр" административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
Учитывая, что факт возбуждения административного дела сам по себе уже выполняет предупредительную функцию, вынесение предупреждения по данному делу обеспечивает соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать общество с ограниченной ответственностью "Камин-центр" (ИНН 5503103763, ОГРН 1065503061667) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к нему меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Заместитель руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 апреля 2019 г. N 055/04/14.3-282/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.04.2019